Я сравнительно недавно знаю Мойсея Лоева. С удовольствием читаю его статьи, рассказы, воспоминания в русскоязычной прессе. Не раз встречался с ним в Клубе любителей книги Еврейского центра Бенсонхерста. Три года назад принимал участие в презентации его книги «Последняя спичка» в этом клубе. Участники заседания клуба дали высокую оценку книге, а ее автора назвали летописцем своего времени.
И вот передо мной новая книга этого неутомимого талантливого человека. Она называется «Украденная муза». Издана в Киеве библиотекой Института иудаики. На титульном листе под ее названием написано: «Воспоминания о Киевском государственном еврейском театре имени Шолом-Алейхема. Харьков – Киев – Черновцы. 1925 – 1950».
В своем обращении к читателям в начале книги Мойсей Лоев пишет: «Я не театровед, и поэтому книга не является научным исследованием, это просто воспоминания режиссера и актера, который очень любил свой театр, любил и уважал своих наставников, коллег, друзей».
Началом Киевского государственного еврейского театра имени Шолом-Алейхема принято считать тот декабрьский день 1925 года, когда в Харькове (тогдашней столице Украины) открылся занавес и было показано народное представление «Пуримшпиль» («Пуримские игры»). В действительности театр начался раньше, со студии «Культур-лига», возникшей в Киеве еще в 1919 году. И автор переносит нас в годы, предшествующие созданию еврейского театра. Он рассказывает о драматической студии в Киеве, у колыбели которой стояли писатели Давид Бергельсон, Ехескл Добрушин, Давид Волкенштейн, Ноех Лурье, старейший актер Яков Либерт, молодые режиссеры Йосиф Кунин, Эфраим Лойтер и другие. Важную роль сыграла встреча в Москве в начале 20-х годов студийцев с выдающимися режиссерами Евгением Вахтанговым и Всеволодом Мейерхольдом.
В напряженной работе, постоянных поисках росло мастерство коллектива еврейского театра. Вот они (на многочисленных фото), артисты, режиссеры, композиторы, художники, хореографы, дирижеры… Темпераментная Ива Вин и обаятельная Ада Сонц, талантливый Даниэль Стрижевский и многие другие. Спасибо Лоеву, что он вырвал их имена из забвения, рассказал нынешнему поколению о тех, кто возрождал, развивал еврейскую культуру. И в первые годы после создания театра, и позже, после перевода театра в Киев и объединения его с Киевским театром в единый коллектив.
Наряду с классикой в репертуаре начали занимать видное место пьесы современных еврейских драматургов Переца Маркиша, Давида Бергельсона, Ицика Фефера, Абрама Кагана и других. С глубоким уважением автор книги рассказывает о режиссере Борисе Вершилове – достойном ученике Станиславского и Вахтангова, руководителе театра Мойсее Гольдблате и других, отдавших свои силы и свой талант родному театру.
Шли годы. Киевский еврейский театр пополнялся молодыми артистами, режиссерами. Получил назначение в этот театр и ученик Соломона Михоэлса, выпускник режиссерского факультета Киевского театрального института Мойсей Лоев. Диплом он получил 26 июня 1941 года.
Начало войны. А коллектив театра продолжает работать по-прежнему. Вечером 22 июня на сцене шла пьеса Айзика Губермана «Человек с того света». Но Киев все более становится прифронтовым городом. Руководство театра добилось разрешения на эвакуацию, получение железнодорожных билетов, в том числе для группы актеров Львовского театра во главе с Идой Каминской, чудом вырвавшейся из горящего Львова.
В эвакуации, в Казахстане, Узбекистане артисты выступали с концертами, спектаклями. После освобождения Киева еще год театру не разрешали вернуться в родной город. В ответ на многочисленные письма, напоминания правительство Украины, наконец, приняло постановление о реэвакуации театра. Но не в Киев, а в Черновцы. Хрущев и его клика не хотели видеть рядом еврейский театр.
Многие артисты еврейского театра мужественно воевали на фронте. И среди них – Мойсей Лоев. В театре считали его погибшим. Действительно, не раз он был в шаге от смерти. Попал в плен, сидел в гестапо. Но ему чудом удалось остаться живым. После возвращения «к своим» Мойсей попал в штрафную роту, чтобы «кровью искупить» неведомые ему грехи.
Лоев в книге вспоминает о большой творческой работе коллектива театра в Черновцах, о своем участии в его деятельности. Он указывает, что визитной карточкой театра стал спектакль «Блуждающие звезды».
Еще в Харькове театр дружил с выдающимся украинским драматургом Иваном Микитенко, который в 1937 году был расстрелян.
На юбилейном вечере, посвященном 20-летию еврейского театра, его коллектив тепло поздравили художественный руководитель украинского театра имени Ивана Франко Гнат Юра, ведущие актеры Амвросий Бучма, Юрий Шумский, поэт Максим Рыльский и другие. А в 1948 году украинский публицист и писатель Ярослав Галан присутствовал на открытии гастролей театра во Львове. Спектакль «Восстание в гетто» ему очень понравился, и он написал в местной газете восторженную рецензию. В другой статье Галан объяснился в любви к еврейскому народу и его театральному искусству.
На том же юбилейном вечере, в октябре 1945 года, Соломон Михоэлс говорил: «Я поднимаю бокал за то, чтобы в нашем театральном искусстве не было избранных и обойденных, чтобы не нос, не глаза, не волосы определяли значимость актера, а его талант, его заслуги перед зрителями… Да, у меня еврейские глаза, еврейские руки, еврейский нос, и весь я еврей. Это может кому-то нравиться или не нравиться, но я человек! Человек! Наравне со всеми! И я требую, чтобы ко мне относились, как к любому другому человеку, мерили одной меркой…»
Не знал он тогда, что пройдет лишь два года и три месяца, и он, гениальный артист и общественный деятель, будет зверски убит по указанию Сталина.
… В стране наступили тревожные времена открытого антисемитизма. Над работниками культуры, над всем еврейским народом нависла смертельная опасность.
Немного позже будет разгромлен Еврейский антифашистский комитет, и его руководители будут расстреляны. В стране уничтожалось все, что имело отношение к евреям и их культуре. 31 января 1950 года был закрыт еврейский театр в Черновцах.
… Вспоминаются слова замечательного поэта и литературоведа, незабвенного Хаима Бейдера на презентации книги Лоева «Последняя спичка» три года назад: «В произведениях Мойсея Лоева оживает прошлое нашего народа, его люди, которые стали нашей гордостью, а их язык созвучен языку корифея еврейской литературы Давида Бергельсона».
Уверен, что эта характеристика относится и к новой книге Лоева «Украденная муза». А автору книги, нашему дорогому Мойсею, от души желаю здоровья, чтобы он и впредь радовал нас своими произведениями.
От редакции:
«Еврейский Мир» присоединяется к пожеланиям здоровья Мойсею Лоеву и ждет новых интересных встреч с героями его бесценных воспоминаний.