– В чем разница между хорошим человеком и плохим, ведь и тот, и другой делают то, что приносит им удовольствие? – спросил меня как-то ученик 12-го класса Эли Бурмин.
– Альтруист с удовольствием помогает другим, а эгоист наслаждается, удовлетворяя собственные желания. И если стремление к удовольствию управляет поведением человека, то в чем же разница между людьми хорошими и плохими?
Неужели все люди – эгоисты, стремящиеся лишь к собственному наслаждению? – задумался я, и после обсуждения в классе ответил: – Совершая выбор между добром и злом, мы определяем, что для нас является ценным и что приносит нам наслаждение. Если человек считает важным помогать людям, то, проявляя щедрость, он будет радоваться.
«Система ценностей человека определяет, что приносит ему наслаждение», – прочитал я недавно слова психолога Натаниела Брендена («The Psychology of Self-Esteem», с. 132), который утверждает, что здоровый человек радуется, утверждая себя в реальном мире (в том числе и контролируя собственную природу), в то время как невротик стремится к наслаждению, чтобы уйти от реальности…
– Зачем ты пришел? – спросил гостя Коцкий ребе, рав Менахем Мендель Моргенстерн (1787 – 1859).
– Для того, чтобы найти Б-га.
– Не трать попусту время, ведь Б-г везде.
– Зачем же я должен был прийти?
– Для того, чтобы найти себя!..
– Зачем я читаю эту статью? – возможно, спросит себя читатель. — Что хочу найти в Торе?
Знакомясь с Торой, человек знакомится с самим собой, а стремясь понять героев Книги Книг, начинает лучше понимать себя. Тот, кто открывает Тору в поисках Б-га, может найти в ней себя, свое предназначение в жизни. Изучение Торы вдохновляет человека, пробуждает стремление жить в соответствии с духовными ценностями, совершенствоваться. В этом смысле Тора – инструмент, с помощью которого человек творит самого себя…
«И сказал Всевышний: создадим человека» (Берешит, 1:26).
К кому обратился Всевышний, творя человека? К Адаму и всем его потомкам, призывая каждого из нас активно участвовать в становлении своей личности.
– В чем состоит разница между человеком и животным? – спросил раввин и психиатр Авраам Тверский («Let Us Make Man», «Создадим человека», с. 73). – Все, что было сотворено до человека, было создано в завершенной форме. Конечно же, животные растут, не прилагая к этому никаких усилий, все изменения запрограммированы в их генах. Так маленькие слоны «естественно» вырастают в больших. Но ребенок растет не только в «размерах», ибо взрослый – это не просто «большой ребенок». В отличие от животных, человек должен прилагать усилия для того, чтобы стать взрослым. И как бы ни старались родители и учителя, в конце концов свободный выбор самого человека и его действия определят его будущий облик.
В этом смысл обращенного к человеку призыва Всевышнего: «Давай ты и Я создадим человека! Я сокрою в тебе таланты и способности, вложу в тебя потенциал, который только ты сможешь реализовать».
Конечно же, Всевышний мог сотворить совершенного человека, который, подобно роботу, творил лишь добро. Однако это добро не было бы результатом свободного выбора, и человек не заслуживал бы награды за свои усилия.
Животными руководят только инстинкты. Голодный шакал не может пройти мимо куска мяса. Конечно, увидев мясо в зубах льва, шакал испугается и не рискнет приблизиться. Но страх, как и чувство голода, является проявлением инстинкта самосохранения.
И только человек свободен преодолевать инстинкты, руководствуясь духовными ценностями. Во имя добра он может преодолеть боль, пожертвовать состоянием и даже жизнью. Человек не только Homo Sapiens – «горилла с интеллектом». Каким бы интеллектом он ни обладал, если им правят только инстинкты, то он не отличается от животного. Исключительность человека – это его духовность, способность подчинять свою природу, совершенствовать свой характер и творить самого себя!
Не все, что было сотворено до человека, было создано в завершенной форме, но всё создано по завершённой програме. Мутации тела предусмотренны. Изменение души возможно только у человека и зависят от изменений его тела в основном от ассимиляции и от галута. Вавилон разделил тела, чтобы культивировать лучшие черты души народов, галут и ассимиляция их объединяет.
Да и понятие Добра неоднозначно. Добро — начальное, конечное или текущее (парцуф). Думаю, что добро — это движение. Любое наказание — Зло, но без него нет постяжения Добра, да и нет движения.
Исключительность человека — служить желанию
Со времени моих первых просьб о религиозной помощи прошло около года (к Вам с мая). Многое изменилось. Расхождение слов и поступков всегда влияет на самого человека. В качестве примера: наличие порно на форуме. падение престижа газеты и форума. В а-ш-м газеты есть только начало. Тора и весь мир — не для человека, а через него. Быть евреем и понимать Тору — это ответственность перед человечеством. Не бороться с её осквернением, не отдавать знания и ограничиваться в изучении Торы, это тоже преступления.
Извиняюсь за резкость, но мне срочно нужны соратники, время учителей прошло.