Заключительный раздел Пятикнижия «Ве зот а-браха» будет прочитан в следующий четверг, в праздник Шмини-Ацерет, он же Симхат-Тора. Это единственный раздел, который приурочивают не к субботе, а к празднику.
А в ближайший шаббат, в третий день Суккота, вместо очередного недельного раздела прочтут специальные праздничные отрывки, а также книгу «Коэлет» («Экклезиаст»), автор которой мудрый царь Шломо предостерегает нас от погони за материальными благами и чувственными удовольствиями.
«Но в пятнадцатый день седьмого месяца, когда собираете вы плоды земли, празднуйте праздник Б-га семь дней… И возьмите себе в первый день плод дерева великолепного…» (Ваикра, 23:39-40).
Почему, сообщая заповедь вознесения четырех растений в праздник Суккот, Тора уточняет ее время: «И возьмите себе в первый день…»? Ведь нам уже известна точная дата начала праздника: «пятнадцатый день седьмого месяца». Что означает «в первый день»?
Комментаторы объясняют: Тора намекает, что в первый день Суккот Небесная канцелярия начинает записывать грехи на весь начавшийся год. Для наглядности можно привести такой мидраш.
Один царь послал своих налоговых чиновников в вассальную провинцию для сбора накопившихся задолженностей. Местные жители отказались платить, и тогда царь отправился туда сам с военным отрядом для наведения порядка.
Узнав о приближении царя, жители отправили ему навстречу делегацию. «Почему вы не платите государственные налоги?» – строго спросил царь ходатаев. «У нас просто нет денег, — взмолились посланцы. – Мы пережили засуху. Потом была тяжелая эпидемия, унесшая сотни жизней. Смилуйся, царь, не губи нас».
«Хорошо, — подумав, ответил монарх. – Я готов списать треть долга».
На следующий день подоспела вторая делегация, состоявшая из самых уважаемых граждан провинции. В ходе последовавшей аудиенции они сумели так разжалобить царя, что он отменил весь долг. «Но смотрите, — предупредил он их, — я прощаю вам задолженности, однако с сегодняшнего дня вы должны платить налоги аккуратно, в полном размере и точно в срок. Мое налоговое управление будет зорко следить за поступлениями в казну».
Точно так же поступает и Царь Царей со своими подданными — сынами Израиля. Весь год они грешат, совершают большие и малые проступки, но Б-г терпеливо ждет от них раскаяния и исправления. В канун Рош Хашана духовные наставники еврейского народа постятся и молят Б-га о прощении. Тронутый их мольбами, Всевышний списывает треть народных грехов.
Затем наступает Йом Кипур. В этот день все постятся и смиренно просят Б-га о снисхождении: мужчины и женщины, старики и дети. Царь Царей не остается равнодушным к их мольбам и прощает все совершенные грехи. Он открывает чистую страницу своей Книги жизни и записывает в нее свой избранный народ.
Сыны Израиля несказанно рады этому. Они благодарят и восхваляют Б-га, размахивая лулавами над головой, как воины победно вскидывают мечи. Ведь Он, Отец небесный, простил их, грешных и недостойных.
Однако Б-г предупреждает, что отныне Он будет строго спрашивать с них за все совершенные прегрешения, без всяких скидок и поблажек. Сегодня, «в первый день» Суккота начинается запись грехов на новый год.
Чем больше – тем лучше
Бердичевский Ребе предлагает еще одно толкование упомянутого в мидраше «первого дня записи грехов». В течение Десяти дней раскаяния между Рош Хашана и Йом Кипур, говорит он, евреи делают «тшуву» из страха перед Б-гом. В еврейской традиции раскаяние под влиянием страха снижает тяжесть намеренно совершенных грехов до уровня грехов по ошибке.
Однако в Суккот евреи раскаиваются, движимые любовью к Творцу. Такая «тшува» столь высоко ценится, что способна превратить грехи в заслуги. Вот почему в Суккот все начинают искать грехи, накопленные ими за прошедший год, чтобы чистосердечно раскаяться и получить взамен «очки» за выполненные заповеди.
«В шалашах живите семь дней… Дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из страны Египетской…» (Ваикра, 23:42-43).
Предмет роскоши
Сукка (шалаш) – один из главных символов праздника Суккот. Само слово «сукка» родственно слову «сохе», что означает на святом языке «видеть под влиянием Б-жественного озарения». Это уровень провидения достигается, среди прочего, благодаря выполнению заповеди сукки.
Но почему Тора велит нам сидеть в сукке в память о том, как Б-г обеспечил нас этим примитивным жильем во время странствий в пустыне, но при этом не требует, к примеру, увековечить чудо небесной манны и передвижного источника воды?
Комментатор «Бней-Иссахар» дает такое объяснение. Когда Б-г повел сынов Израиля в пустыню, Он как будто обязался кормить и поить их. Ведь, находясь в пути, люди не могут обойтись без пищи и воды. Что касается шалашей, это уже «предмет роскоши», который не полагается обычным путешественникам. Им приходится спать, как правило, под открытым небом. Именно за эту «роскошь» мы и благодарим Б-га, проводя в сукке семь дней осеннего праздника кущей.
Кроме того, сукка напоминает нам о том, как Б-г укрывал евреев в пустыне облаком Славы, защищая их от диких зверей, насекомых и жаркого солнца. Облако Б-жественной Славы можно считать чудом еще более высокого ранга. Ну, в самом деле, скажите, кто еще из путников мог похвастать такой привилегией?
«Бней-Иссахар» напоминает также, что манной и водой из походного источника пользовались не только евреи, но и сопровождавшие их иноплеменники («эрев-рав»). Сукки же предназначались только сынам Израиля.