Мне в руки попался сборник интервью Иосифа Саца. В начале
90-х он был звездой нью-йоркского русского радио. Очень талантливый человек, рано, увы, ушедший из жизни. Одно интервью меня особенно захватило. Эдвард Радзинский, знаменитый драматург-новатор, слегка «диссидент от культуры» в советском искусстве. Ныне так же и историк, писатель… Опубликовал нашумевшее исследование об убийстве семьи последнего российского царя. Вот что этот русский интеллигент с английским именем и польской фамилией говорит.
Радзинский описал момент, когда он «потерял всякое уважение» к номенклатурным боссам государства. И продолжил: «Именно поэтому в этой стране всегда было самое важное – говорить о любви. Это было единственное человеческое чувство, которое в ней оставалось и которое в ней всё время хотели убить. И это был неосознанный протест нормального человека, потому что я понимал, что только эта тема, только любовь делает зверей людьми».
Теперь понятнее, почему вполне приличные поэты и композиторы так увлеклись песнями «про любовь»? Я сейчас не о пошлятине, которой, конечно, куда больше. Строго говоря, в любом атеистическом (или поверхностно «религиозном») обществе любовь – единственная живая энергия. Фрейд, а за ним толпа последователей, из неё выводят чуть ли не всю человеческую психологию.
Вы понимаете (и про это драматург говорил), что истинной любовью советского человека должна была быть любовь к партии? Ну, уточняю для молодых, это как в Америке «нежность» к демократии и деньгам. Только на её фоне разрешалось обожать жену, детей и тёщу. И тут Эдвард, прежде чем описать, как он представляет себе идеальную женщину, делает «вывод из будущего». «Тогда я ещё не знал, как и большинство людей, которые жили в той стране, что людьми людей делает Г-сподь Б-г, религия. Тогда я этого не знал».
Конечно, Радзинский говорит о христианском идеале. В котором, в частности, есть такие формулы: «красота спасёт мир», «Б-г есть любовь». При всей их буквальной неверности они умны и взяты из хорошего места. Несомненно, мир спасёт нравственность, а Б-г не только любовь — это лишь одно, пусть невероятно важное проявление Его непостижимых качеств. Но…
Имя Создателя как вечного и милосердного Б-га имеет числовое значение 26 – это два раза по 13. А 13 – есть гематрия слов «любовь» и «один (един)». Наше кредо «Шма, Исраэль!» начинается утверждением, что Б-г един и благословен. И первое же слово после этого – «люби». Еврейский «символ веры» математически объединяет в Имени Б-га Его единственность и Его взаимную любовь с человеком. Что же касается красоты… В честь кого назван наш народ? Праотца Яакова-Израиля, которого Каббала связывает с Б-жественной эманацией «тиферет» (гармония, великолепие). Причём именно «спасение мира» — одна из формулировок нашей жизненной задачи.
Традиция евреев говорит, что наиболее чистая и надёжная основа любви – благодарность. Шах комментирует пасук: «и скажут все народы: за что сделал Г-сподь это (обрушил гнев на Землю Израиля)?» Ответ: за неблагодарность. Народы удивлены – у всех свои «боги», им служат – почему же Израилю, отступившему от Создателя куда меньше прочих, такое наказание? Шах объясняет: поскольку Израилю Творец дал много больше. Их отцы передали им истину – в отличие от предков соседей. Благодарности и любви к Б-гу причитается от евреев куда больше. «Только вас полюбил и избрал Я, и поэтому (строже) взыщу». Абсурдный «по-земному» всемирный антисемитизм – одна из форм такого «строгого взыскания».
Правда, анализируя детали текста, Шах показывает, что здесь подразумевается древнее утверждение мудрецов. Гневаясь на Израиль, Творец большую часть гнева обращает на внешние атрибуты, на «дерево и камни», а народ возрождается и продолжает свой путь. Другие же, «переступив красную черту», исчезают из мира. Ибо наша с Ним любовь так сильна, что расстаться невозможно. И даже потерянные колена в конце концов найдутся – за реками Самбатион, Гозен, Лахлех…
Радзинский, конечно, прав. Все наши любови – маленькие драгоценные капельки от нашей с Ним любви. Как поёт в великолепной песне Владимир Высоцкий: «Они внезапно попадают в такт такого же неровного дыханья». Внезапно! К душам и глазам двоих прилепляется Б-жественная искорка. И дорожат ею настолько, что «Они уже и жизнью бы рискнули, чтобы не дать пропасть, чтоб сохранить прозрачную невидимую нить, которую меж ними протянули».
Попробуйте теперь представить силу любви Его к человеку и особенно к Его «первенцу» — Израилю. Ощутите прочность этой «прозрачной невидимой нити», ведущей нас по истории. Эдвард Радзинский прав.