Неустрашимым и непокорным путь к спасению выпал нетрадиционный. Исполнен-ные гнева и жажды мести, они избрали пиратство как свободу. Свободу не поступаться своей религией, в открытую сражаться с преследователями, без страха и оглядки пускаться в плавание на кораблях, названных ветхозаветными именами: «Щит Авраама», «Царица Эстер», «Пророк Самуил».
В XVI — XVII вв. нападение частных судов на неприятельские – каперство было узаконенным государствами занятием. У иберийских евреев государства не было, и свою войну с Испанией они вели под чужими флагами. Обменивались закодированной корреспонденцией, узнавали о путях следования кораблей и их грузах. Иногда сами участвовали в операциях, иногда финансировали атаки флибустьеров или корсаров. Пиратство было делом прибыльным, но путеводной их идеей было нанести как можно более ощутимый урон испанской короне.
Исторические хроники сохранили имена и подвиги многих пиратов — выходцев из разных стран. Некоторые из них «по совместительству» были врачами, губернаторами, вице-адмиралами. Но вряд ли кого-либо по социальной значимости «побочных» занятий можно сравнить с одним из еврейских пиратов — редкой разновидности этого вольнолюбивого племени.
Самуил Палаче был одарён многими талантами, и все они сочетались в нём гармонично и неразъёмно. Он вырос в Марокко, в гетто города Фез. Вместе с братом учился в религиозной школе, где преподавал отец, и, следуя вековой семейной традиции, стал раввином. Евреи жили в Марокко задолго до того, как арабы покорили местные племена и ввели ислам. В перенаселённом гетто, которое постоянно пополнялось испанскими беженцами, евреи чувствовали себя в безопасности, но за его пределами, на улицах, на рынке подвергались оскорблениям – им плевали в лицо, избивали, забрасывали камнями, отнимали имущество.
Братья мечтали вырваться из душных пределов, обрести свободу, выбраться из нищеты, жаждали отмщения. И для себя видели один путь — тот, по которому следовал их герой – беглец из Испании, сподвижник грозного Барбароссы, «великий еврейский пират» Синан. Так началась удивительная карьера Палаче – пирата, раввина, дипломата, негоцианта. Вместе с братом он занимался контрабандной торговлей, перехватывал и грабил испанские корабли, совершали дерзкие рейды на побережье Испании и Португалии.
Прослышав о пиратах, свободно говоривших на четырёх языках, султан Марокко решил послать их в Лиссабон в качестве торговых представителей. Несмотря на рекомендательные письма и, как ему доложили, безупречную испанскую речь, Филипп III учуял в них чужую кровь и принять отказался. Нелегко проникнуться их мотивами, но через несколько лет Самуил и Иосиф Палаче обратились к королю за разрешением поселиться в Испании в обмен на информацию о планах турок, которые готовились захватить важный стратегический порт в районе Танжера. На этот раз король заподозрил в них ещё и двойных агентов и наслал на них инквизицию. Братьям едва удалось бежать.
Амстердам был оазисом во враждебном для евреев мире. Избавившись от испанского господства, Нидерланды провозгласили свободу совести как основополагающий принцип Республики соединённых провинций. Испанским и португальским евреям был разрешён въезд в город. В 1603 году, когда братья Палаче прибыли в Амстердам, в День примирения, состоялось первое открытое иудейское богослужение. Впоследствии еврейская община часто собиралась в доме рабби Самуила. И хотя евреям не разрешалось заниматься политикой, вступать в брак с христианами, детям – учиться в городских школах, свобод у них было несравненно больше, чем в любой другой европейской стране.
С согласия главы исполнительной власти Республики Морица Оранского Палаче отправился в Марокко – для установления дипломатических отношений. Тем временем не дремавший Филипп III, имевший своего человека при султанском дворе, получил донесение: на кораблях имеется оружие, и Палаче намеревается заняться старым промыслом у берегов Испании. Король послал ему навстречу галеоны, которые потопили все три голландских судна. Палаче чудом удалось спастись. Однако мир между кальвинистской Голландией и мусульманским Марокко в конце концов был заключён. В награду за службу дипломат получил от Морица Оранского медаль, золотую цепь и солидную сумму денег, от султана – монопольное право на торговлю с Нидерландами.
Уважаемому гражданину Амстердама было за 70, когда он заявил старейшинам общины, что намерен взыскать с Испании не выплаченный евреям долг. Присвоив самому себе звание генерала и получив от правительства ссуду для снаряжения военного корабля и яхты, он собрал пиратскую команду, включавшую также повара, который готовил кошерную еду, и отбыл к берегам Марокко. Султан нуждался в его помощи: стало известно, что Испания готовит против него заговор. Ущерб, нанесенный испанскому флоту генералом Палаче, заставил короля забыть о планах свержения законного правителя.
Но тут история принимает драматический поворот. На пути в Амстердам жестокий шторм вынудил его укрыться в Плимуте. Прослышав, что Палаче находится в Англии, испанский посол потребовал его немедленного ареста как врага, пирата и христианина, принявшего иудаизм. И его действительно арестовали, но благодаря вмешательству Морица Оранского (он получал немалый процент от пиратского промысла) в Тауэр не заточили. Во время слушания дела в Тайном совете в защитной речи голландский посол сказал: «Самуил Палаче находится на службе у своего соверена и с его согласия атакует вражеские корабли, стало быть, действия его легитимны». В Амстердаме его встречали как героя.
За год до смерти Палаче попал в неоднозначную ситуацию. Он предложил испанскому королю, называвшему его не иначе как «проклятый еврей», свои услуги: он готов шпионить против Голландии и Марокко. И действительно время от времени он посылал в Испанию секретную информацию. Существует, однако, версия, в свете которой выясняется, почему Палаче на это решился. У султана Марокко была унаследованная от отца библиотека, состоявшая из 4000 книг и древних рукописей. Её выкрали испанские агенты. Султан предлагал огромный выкуп за неё, но король Филипп III поставил неприемлемые условия. Библиотека была передана на хранение в Эскориал. Многие историки считают, что со стороны Палаче это была политическая игра, симуляция предательства, чтобы затем в награду востребовать библиотеку. Возможно, в пользу этой версии свидетельствует тот факт, что в последний путь Самуила Палаче провожали старейшины общины, городской магистрат и сам Мориц Оранский.
Французы сочинили поговорку: копни русского – найдёшь татарина. Похожей идеей пронизана книга журналиста и историка Эдварда Крейцера The Jewish Pirates of the Caribbean. Живя на Ямайке, он в течение сорока лет собирал архивные документы в подтверждение малоизвестного факта: пионерами освоения Нового света были сефардские евреи. Так что в генофонде многих его жителей наверняка закодированы черты, облик и жизнестойкость их предков, тех, для кого трагедия отверженных обернулась чудом спасения.
Опубликовал: Валентина КОРЕВА
Автор переписал чужие бредни, не удосужившись проверить их.