Казнив Зимри, предводителя колена Шимона, и его партнершу, мидьянскую принцессу Козби, за развратное поведение, внук Аарона Пинхас отвел от евреев гнев Всевышнего и получил в награду «союз мира». Б-г велит «преследовать и разгромить мидьянитян», пытавшихся склонить евреев к идолопоклонству. Моше и первосвященник Элазар подсчитывают численность колен. Общее число военнообязанных мужчин после смены поколений на 40-й год странствий в пустыне составило 601730 человек – чуть меньше, чем при Исходе из Египта. Б-г сообщает Моше порядок распределения земли в Эрец-Исраэль. Отдельно приводится численность колена Леви, не получившего надела. Дочери Цлофхада из колена Менаше просят закрепить за ними отцовскую землю, поскольку у них нет братьев. Б-г подтверждает обоснованность претензий сестер и заодно сообщает порядок родственных предпочтений в еврейском законе о наследовании. Затем Он велит Моше взойти на гору и осмотреть издали Страну Израиля, в которую ему не суждено войти. Моше просит назначить нового руководителя нации. Им становится Иегошуа бин Нун. Раздел завершается описанием субботних и праздничных жертвоприношений в Храме.
«Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, от-вратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них…” (25:11)
Б-г вознаграждает Пинхаса за то, что тот “отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновал Моей ревностью”. Раши поясняет: “Он выразил гнев, который полагалось выразить Мне (Б-гу)”. Что это значит?
Представьте, что вы готовитесь к приему гостей, накрываете на стол и просите своего трехлетнего сына (или внука) принести салфетки. Глядя, как малыш неумело и старательно раскладывает бумажные квадраты рядом со столовыми приборами, вы испытываете умиление и глубокую радость, хотя могли бы сделать ту же самую “работу” быстрее и лучше.
Именно об этом говорит Раши, величайший комментатор Торы. Наши отношения с Б-гом складываются по той же схеме, что и отношения родителей с маленьким сыном, требующим самостоятельности. “Возревновал Моей ревностью” означает: Пинхас заслужил высокую награду — “брит шалом” и потомственное священнослужение — за то, что выполнил Его “работу”, наказал отъявленных преступников, не мешкая и не задумываясь о последствиях.
То же самое относится и к благотворительности, “цдаке”. Римлянин Турнус Руфус спросил однажды рабби Акиву: “В вашей Торе написано, что Б-г любит бедняков, но почему Он не заботится об их пропитании, перекладывая эту заботу на людей?” Рабби Акива ответил: “Помогая бедным, мы получаем от них больше, чем они от нас. Они берут у нас деньги и тем самым спасают нас от “геинома” (чистилища)”.
Иначе говоря, забота о бедных — это, конечно, “Б-гова работа”, но Он, Отец наш небесный, поручает ее нам, Своим детям, и с огромным удовольствием наблюдает, как мы, подобно трехлетнему малышу, неумело “раскладываем салфетки на обеденном столе”. Ему нужна не наша “помощь” — Он может лучше и быстрее накормить бедных, без малейшего напряжения обеспечить все их нужды. Ему нужно другое: наша доброта, отзывчивость, любовь к ближнему, пусть неумелая и недостаточная, но зато искренняя, свидетельствующая о нашем хорошем “воспитании”.
Работа у нас простая
«Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отв-ратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Поэтому скажи: вот Я заключаю с ним Мой союз мира («брити-шалом»…» (25:11-12).
Лет десять назад в Каирском музее древности был обнаружен неизвестный ранее манускрипт, написанный выдающимся комментатором Торы раннего Средневековья. Об этом факте стало известно одному еврею по имени… Назовем его реб Шалом.
Реб Шалом увлекался поисками и публикациями таких раритетов. Первым делом он обратился к египетским властям, но те даже не удосужились ответить ему. Тогда реб Шалом засучил рукава и принялся за дело. Он привел в действие все свои личные связи, все пружины давления. Он лоббировал вашингтонских сенаторов и членов британского парламента в Вестминстерском дворце. Наконец египтяне снизошли: согласились выслушать исключительно выгодное для них коммерческое предложение. Для еврейского народа манускрипт представлял бесценную реликвию. Цена египтян была более конкретной: 750 тысяч долларов.
Успешно завершив первый этап работы, реб Шалом приступил ко второму этапу: сбору выкупа. И вскоре деньги были собраны…
В один прекрасный день реб Шалом и группа приглашенных им экспертов склонились над столом, в центре которого лежал вожделенный манускрипт. Реб Шалом осторожно, с внутренним трепетом развернул древний пергамент.
В комнате повисла тишина. Впервые за многие века взору еврейских исследователей открылись священные письмена, принадлежавшие перу их великого предка.
И вдруг произошло непоправимое: один из экспертов нечаянно задел пиджаком бумажный стакан с горячим кофе. Задел совсем легко, но этого оказалось достаточно, чтобы стакан опрокинулся прямо на бесценный манускрипт. Всего за несколько секунд горячая жидкость прожгла нежный пергамент, превратив письмена в грязную кашицу.
Человек, проливший кофе, смертельно побледнел и беззвучно осел в кресло, обхватив голову руками. Его потрясенные коллеги замерли, не зная, что сказать и как реагировать.
Первым опомнился реб Шалом. Обойдя стол с погибшим манускриптом, он подошел к виновнику трагедии, положил руку ему на плечо и негромко сказал: «Не волнуйтесь, мы нальем вам другой стаканчик кофе».
У еврея только одна работа в этом мире – выполнять волю Творца. Правда, выполнять ее можно по-разному. До того момента как горячий кофе пролился на пергамент реб Шалом видел свою работу в том, чтобы выкупить манускрипт и опубликовать его. Теперь вид работы изменился: не гневаться, не впадать в отчаяние и по возможности утешить невольного виновника инцидента. Суть работы не меняется; меняются только ее формы.
Эта печальная история стала известна лишь несколько лет спустя, после смерти реб Шалома. И рассказал ее тот самый человек, который пролил кофе на уникальный манускрипт, так и оставшийся неизвестным.
В конце прошлого раздела Торы «Балак» мы читаем, как Пинхас, внук первосвященника Аарона, пронзил копьем вождя колена Шимона Зимри вместе с мидьянской принцессой Козби. За это двойное убийство Б-г вознаградил его «союзом мира». Тора называет Пинхаса его полным именем: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна».
Казалось бы, достаточно назвать человека по «имени-отчеству», указать имя отца. Почему упоминается также дед Пинхаса, первосвященник Аарон?
Потому что задача Аарона и всех других коэнов, духовных наставников нации, творить «шалом» — мир между еврейским народом и Б-гом.
На самом деле «шалом» — это не только «мир» в общепринятом представлении, как отсутствие войны и вражды. «Шалом» — это целостность, завершенность, гармония. Иногда мы творим «шалом» добрыми и милосердными поступками, а иногда «шалом» достигается, как в начале сегодняшнего раздела, только отчаянно решительными и даже жестокими действиями.
Во всех случаях общим знаменателем является стремление выглядеть достойно перед Б-гом, прославлять Его Имя. Иногда для этого требуется совсем немного: предложить расстроенному человеку стакан кофе.