В флибустьерском дальнем синем море…

После того как Колумб отк-рыл Ямайку, «новым христианам» сделали послабление – разрешили селиться на острове, развивать агрокультуру, искать золото, строить порт, чтобы курсирующие по новым маршрутам испанские корабли могли запасаться провизией.

Поначалу остров показался колонистам землёй обетованной. Пальмовая роскошь, плодородная земля, бойкий перекрёсток морских путей, пестрота корабельных флагов на рейде, возможность купли-продажи и судовладения. Наконец свобода жить, не надевая чужие маски. В карибских водах хозяйничали флибустьеры, на Средиземноморье — корсары, и вся эта пиратская вольница, к тайной радости «португальцев иудейского происхождения», выслеживала и грабила в основном испанские корабли, доставлявшие в метрополию сахар, драгоценные металлы, изумруды. И всякий раз, заслышав, что «романтики моря» взяли на абордаж судно страны, изгнавшей их братьев, они благодарно воздевали руки к небу.

Ямайка одарила их неведомым чувством безопасности. К моменту их прибытия островом по праву наследия владел сын Колумба, позднее — его потомки, и все они многие десятилетия препятствовали нашествию инквизиции. Но времена менялись, схлёстывались разные интересы, плелись интриги, строчились доносы. То церковь возносилась до административной власти, то монаршие посланцы – губернаторы. Но и те и другие наводили порядок зловещей волей инквизиции. И не было на Ямайке уголка, где бы не таились глаза и уши святых отцов.

Новое поколение, не ведавшее — лишь наслышанное об иезуитских злодеяниях, — не было покорным стадом, готовым безропотно идти на заклание. Собственно, генетически закодированный в евреях мятежный дух не угасал в самые тяжкие времена. В 1483 году в логове инквизиции они, сговорившись, убили фанатика и садиста, великого инквизитора Томаса Торквемаду, по приговору которого казнили 9000 евреев – христиан в нескольких поколениях. Тайная еврейская община видела лишь один путь к спасению — начать секретные переговоры с Англией, давно мечтавшей прибрать к рукам богатый остров. За своё избавление они пообещали содействие и лояльность, а в придачу — отыскать копь, где, по слухам, во времена Колумба добывали золото.

Слово своё они сдержали. Когда стало известно, что Испания готовится к контратаке уже обосновавшихся на острове англичан, «португальцы» предложили Кромвелю неожиданный стратегический план. Речь шла о том, чтобы пригласить на жительство «береговых братьев», и с разрешения английских властей легализовать их атаки на ненавистный испанский флот. План был принят. Ямайка обрела надёжную оборонную силу и статус пиратской столицы Нового света.

Вскоре после того как армия Кромвеля высадилась на острове, было оглашено: отныне он «открыт для всех, независимо от происхождения и вероисповедания». Мечтая превратить Лондон в такой же богатый и процветающий город, как Амстердам, Кромвель делал ставку на евреев, на их участие и капитал. Существовала, однако, серьёзная преграда. В 1290 году евреи были объявлены вне закона и высланы из Англии, и с тех пор путь в страну был им заказан. Кромвелю удалось добиться официальной формулировки «для возвращения преград нет». И хотя это не было видом на жительство, по прошествии некоторого времени возрождённая еврейская община впервые за более чем 300 лет отмечала в Лондоне праздник Исхода.

Окончание следует

Опубликовал: Валентина КОРЕВА

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора