Так в нашей истории случалось нередко. Приглашает правитель евреев в страну на почётных условиях и ради собственного преуспеяния. Как в Польшу. Как в Китай, где пришельцам в знак особого почтения были выделены особые фамилии. Ну и где эти миллионы китайских евреев? Где величайшая в мире польская община?…
А началось всё с Египта, с фараона, «который не знал Йосефа». Того, помните, министра-еврея, через которого Всевышний спас страну от голода и разорения, кто усилил центральную власть, установил систему справедливых законов, разумное налогообложение?.. Чтобы лучше ориентироваться в условиях нашего галута, расспросим Шаха о признаках нарастающей «забывчивости».
Сам галут был необходим, чтобы, подобно праотцу Аврааму, мы смогли проверить себя в «десяти испытаниях». А Египет выбран потому, что он «подобен горнилу для выплавки чистого серебра», годен для очищения от примесей. К тому же в нём навалом идолов и колдовства, публика поклоняется кому ни лень, и величие Единственной Силы мира будет на этом фоне особенно рельефно. Египтяне — ребята рьяные, выносливые, духовная сила страны велика — они станут неплохими тюремщиками и «воспитателями». Шах приводит ещё 8(!) причин выбора именно Египта. Но у нас иная тема.
Галут оказался столь тяжёл, что души всех евреев за все времена побывали в Египте, дабы поддержать своих соплеменников. Ведь мы приняли на себя не только свою «долю», но и испытания, которые причитались потомкам Эйсава! За это они до сих пор имеют к нам претензии, числят себя «Новым Израилем». Как говаривал мой тренер, «не одно доброе дело не должно пройти безнаказанным!»
С чего же трудности начались? «И умер Йосеф и всё то поколение». Объсняет Шах, что это был принципиальный момент. Многие родоначальники колен, в особенности сам Йосеф, находились на духовном уровне, про который сказано: «Создатель постановляет, а праведник отменяет». Им было дано «право» пробуждать Высшее милосердие — даже тогда, когда по приговору строгого и беспристрастного суда людям должно было стать несладко. Итак, наиболее влиятельные защитники, духовные лидеры уходят.
Следующий шаг: туземцы обнаруживают, что евреев много и их влияние в государстве нарочито. Происходили чудеса, и малюсенькое племя превратилось в многочисленный народ. А также «наполнились ими театры и цирки», евреи выдвинулись в первые ряды созидателей египетской культуры и государственности. И тогда: «Встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа».
Нам сейчас не так важно, кто из мудрецов точнее в описании ситуации: был ли это тот же фараон, или его сын, или внук, или народный избранник, или узурпатор? Важно, что его стратегия встретила народную поддержку (или даже «народные массы» и знать вынудили правителя начать наступление на иноплеменников). Важно, что сама идея благодарности и симпатии к «иноверцам» была отодвинута за ненадобностью. Важно, что именно успехи ассимиляции привели к обострению антисемитизма.
Но это общеизвестно. А вот менее тривиально то, с чего началось наступление на Израиль? Сперва новый властитель «установил налоги на всё что угодно». Последние буквы слов «И встал новый царь» составляют слово «мехес», налог. С этого пошло «исхитрение» египтян против евреев. Правда, на практике начатый сбор средств страны «в единый кулак» привел к исполнению обещания Создателя Аврааму: «А в конце выйдут (твои потомки) с большим достоянием». Что, подозреваю, в планы правительства не входило…
Итак, первый шаг прямого порабощения состоял вовсе не в том, что над евреями поставили грубых надсмотрщиков с бичами. Такое пришло попозже. Первый шаг — «и поставили над ним (Израилем) налоговых инспекторов». Обнаружили, наверно, парочку носатых прохиндеев-миллионеров, примерно наказали и освистали их. Потребовались меры по защите населения… Ну а уж шаг следующий — «и сделали их жизнь горькой тяжёлой работой». Впрочем, я бы не слишком полагался на поверхностные ассоциации. Это у дурного начала дело обычно ползёт «по накатанным схемам». Провидение же действует творчески, и у Него «в запасе шуток много».