Подозрительно, подумал Илья Братман, увидев в зеркале заднего вида араба, который пристально смотрел на их военный автомобиль «ХамВии»…
Илья вырос в Москве, затем с родителями переехал в Америку, окончил еврейскую школу, пошел в армию («Рыжий еврей во дворце Саддама» — газета «Еврейский Мир»).
Тогда в декабре 2003 года Илья патрулировал улицы Багдада. Он сидел за рулем, а в его подчинении были три солдата: один прикрывал сбоку, другой — сзади, третий сидел в башне с гранатометом. Их дивизия была переброшена из Германии, где не было необходимости бронировать военные машины, но в Ираке они оказались незащищенными от взрывных устройств и пуль террористов.
К тому времени Илье уже приходилось бывать в опасных ситуациях и чудом оставаться в живых…
— Я не смотрел по сторонам, но совершенно случайно увидел в зеркале араба в тот момент, когда он выхватил ручной противотанковый гранатомет RPG, — рассказывает Илья. — Все, что я успел сделать, это ударить по педали газа. Машину бросило в сторону, и ракета, пролетев мимо, поразила две стоявшие перед нами машины с арабами…
Возвращаясь в свою часть, Илья думал, что наконец-то ощутил Хануку.
— Я привык зажигать Менору зимой, а в Багдаде даже декабрь был теплым. Чудо моего спасения напомнило мне о чуде Хануки, и я вспомнил слова своего учителя рабби Акивы Таца: «Как бы ни важно было чудо, произошедшее с человеком, еще важнее урок, извлеченный из пережитого».
Даже если чудо свершается у нас на глазах, мы все равно продолжаем свою рутинную жизнь. Конечно, в минуты опасности человеку свойственно взывать к Всевышнему о спасении. Например, кто-то сорвался с горной тропы и повис над пропастью, зацепившись за кустарник, — он молит о спасении. Но стоит альпинисту оказаться в этом месте, бросить ему канат и спасти, вытащив наверх, как спасение объясняется чистой случайностью.
Нам трудно признать свершение чудес в нашей жизни. Ведь если не случай, а Небеса хранят нас, то это значит, что наша жизнь имеет смысл, и спасение произошло во имя какой-то цели. Поэтому чудо обязывает нас. Теперь мы должны искать тот смысл, ради которого и были спасены: становиться лучше, расти духовно. Но никто не хочет чувствовать себя обязанным. Проще объяснить все случайностью…
Слово «чудо», на иврите нес, означает также флаг. Однако на святом языке эти два слова означают одно явление. Каждое колено народа Израиля поднимало в Синайской пустыне свой флаг. Когда Всевышний творит чудо, Он как бы «поднимает флаг» над обыденностью, над законами природы, напоминая нам, Кто действительно правит миром.
Весь смысл чуда научить «узнавать» руку Всевышнего в обыденной жизни.
Мы отмечаем Хануку восемь дней потому, что Маккавеи нашли в оскверненном Храме один кувшин чистого масла, которое должно было гореть всего день. Но его чудесным образом хватило на восемь дней. За это время подготовили новое масло, и зажженный огонь Меноры не погас. Впрочем, в самом числе «восемь» сокрыт глубинный смыл.
Всевышний творил мир семь дней. Поэтому число «семь» символизирует рамки законов этого мира. Восемь — это семь плюс ОДИН. Когда Всевышний вершит чудо, Он возвышается над законами природы и показывает нам, Кто стоит не только за чудесами, но и за всеми событиями в нашей жизни.
В молитве «Шмона Эсре» мы благодарим Всевышнего за чудеса, которые с нами всегда. Они скрыты, и мы начинаем замечать их, став однажды свидетелями чуда открытого.
В чем смысл чуда масла, отмечаемого праздником Хануки? Не проще было бы отмечать праздник военной победы?
В чем же смысл чуда масла Меноры, которое произошло после многих лет войны с греками?
Если бы не это чудо, то евреи могли бы возгордиться, считая, что добились победы своей силой. Открытое чудо показало, что и в дни войны Всевышний постоянно творил скрытые чудеса. Поэтому в Хануку мы благодарим Всевышнего за чудеса, свершенные в прошлом, и просим о том, чтобы Он не оставлял нас в будущем.
Слово «чудо», нес, означает «возвышение». Однако речь не только о том, что Всевышний как бы «возвышает» Себя над природой, демонстрируя чудо, но и о том, что, пережив чудо, человек должен ощутить вдохновение и возвыситься. Поднимаясь над своей природой, преодолевая слабости, он творит свой характер.
— На следующий же день после случившегося я выехал патрулировать те же самые улицы Багдада, — завершал свой рассказ Илья. — Помня о чуде своего спасения, я продолжал нести службу в Ираке, превозмогая усталость и преодолевая страх.