Существует несколько ключевых причин, почему светский еврей отказывается от участия в еврейской духовной жизни. Мы разберем одну из них.
Представим себе, что человек собирается купить какую-то полезную вещь. При покупке вещи важную роль играют два критерия.
Первый- польза вещи, то для чего ее покупают. Второй- цена: сколько заплатить, чтобы приобрести нужную вещь.
Конечно, хорошо бы, чтобы все, что нам нужно, мы получали в подарок. И вещь есть, и платить не надо. Но в жизни за все надо платить. Кстати, платим мы не только деньгами, но и потраченным временем.
Здесь очень важно выстроить приоритеты.
Представим себе, что человек купил вещь, заплатив за нее деньги. Если после этого он все время думает о том, как жаль, что он расстался с деньгами, то для такого человека каждая покупка будет трагедией.
Нормальный человек, купив вещь, быстро забывает о цене и фокусируется на ценности покупки.
Более того, если человек покупает сложную технику, то чем больше он учится ею пользоваться, тем более эффективной является покупка и вложение в нее средств.
Эта ситуация похожа на отношения светского еврея с иудаизмом.
Современный человек не знает почти ничего о ценности еврейского опыта, но он быстро ориентируется в том, что «потеряет» или потратит, начав соблюдать.
Так, думая о шаббате, человек сразу фокусируется на тех делах, которые он не может делать в субботу.
Думая о кашруте, еврей вспоминает некошерные блюда, которые он мог бы съесть.
Думая о молитве, человек думает о том, сколько времени он «потеряет», находясь в синагоге.
При таком подходе нет никаких шансов позитивно посмотреть на еврейство. В его глазах все заповеди- это «трата» ресурсов.
Если бы мы так рассуждали в магазине, то вся торговля и промышленность давно бы развалились. В чем же проблема?
Еврейские ресурсы позволяют человеку решить важнейшие жизненные задачи. При этом требуя с него некоторых ресурсов в качестве платы.
И когда человек конструктивно включается в еврейскую жизнь, то его со временем перестают волновать те ограничения, которые являются ценой за полученные возможности.
Мой друг и коллега из Петербурга Арье Бродкин выпустил небольшую брошюру: «Двадцать два метода концентрации в молитве» (на Интернете http://abrodkin.narod.ru/brodkin2.htm).
Каждый из этих методов развивает в человеке какое-то важное качество: умение фокусировать сознание, искренность, умение наблюдать за собой со стороны, чувство своего единства с народом, умение ощущать глубину текста и многое другое.
Любое упражнение требует «платы» в виде затраченного времени. Но в результате мы получаем уникальные способности.
Современное человечество движется одновременно в двух направлениях. С одной стороны, индустрия досуга и культура виртуальной реальности отдаляют нас от серьезной работы.
С другой стороны, психология раскрывает нам новые тайны внутреннего мира человека, и мы узнаем новые возможности работы над собой.
И многие еврейские практики становятся более осмысленными в свете новых знаний о природе внутреннего мира человека.
Это касается еврейских ограничений. Они помогают нам создать более устойчивое внутреннее состояние. Шаббатные правила помогают нам «перезагрузить» (говоря компьютерным языком) наш ум. Изучение Торы развивает логику, творческое и ассоциативное мышление.
Законы семейной жизни позволяют строить крепкую семью.
Когда мы начнем видеть ценность нашей традиции, мы перестанем пугаться ее цены. Тем более, что цена не столь уж высока.
Начав соблюдать, человек очень быстро обнаруживает, что он может обойтись без некошерных продуктов, не работать в шаббат. И все вложенные усилия будут давать ему уникальную отдачу, особенно ценную в наше время, когда нам важно иметь устойчивое и развитое сознание.
С 22 по 29 ноября в Нью-Йорк приезжают Ефим Свирский и Александр Фридман.
29 ноября с 10 a.m. до 1 p.m. в JCBB (2915 Ocean Parkway) состоится семинар и тренинг:
* Глубинные духовные и психологические аспекты Хануки и современность.
* Красота и святость в греческой и еврейской философии и психологии.
Опубликовал: Рав Меир БРУК