«Проклят человек, который сделает статую или маску, мерзость перед Г-сподом, изделие рук мастера, и поставит втайне. И ответит весь народ и скажет: «амен!» (да будет так). Вообще-то симметричных благословений-проклятий приведено 11, мы остановимся на первом из них. Да, несколько преждевременно громить художественные мастерские — Тора относит этот запрет к предметам, изготовленным для поклонения.
Для начала отведём вопрос: почему Тора такая сердитая? В тексте упомянуты лишь проклятия, а то, что им предшествовали благословения, мы узнаем из комментария Раши. Отвечает старинный мидраш «Ваикра Раба»: в том-то и дело, что благословения удержавшемуся от греха многократно превосходят наказание грешнику. Они настолько велики, что всего этого мира не хватит для адекватной награды даже за одну исполненную заповедь! Здесь нам перепадают, так сказать, «крохи с барского стола». Тора упомянула о наказании, поскольку мы способны хоть до некоторой степени осознать его масштаб и удержаться от проступка. Но пусть у вас не возникнет иллюзии, что награда ограничена земным преуспеянием! Основу её Создатель хранит в Своей сокровищнице до более подходящего момента.
Мудрецы вопрошают: почему для ритуала, в который вовлечён весь народ, Тора выбрала именно эти 11 нарушений? За нашим пасуком последует проклятие тем, кто пренебрегает родителями, потом скрытно захватывающему территорию соседа, тайно клевещущему на ближнего… Евен Эзра, Рашбам и многие другие видят здесь группу грехов, которые люди обычно делают втайне и легко могут скрыть сам факт их совершения. Земной суд, например, не покарает человека, в душу которого закралось презрение к его родителям или учителям. Да и как доказать вину тайного идолопоклонника, пока он «не пойман — не вор»? Но приходит пасук в конце проклятий: «Открытое сынам человеческим, а тайное — Г-споду Б-гу нашему». Не обольщайся, «Над тобой око видящее, ухо слышащее, и все твои деяния записываются в книгу (твоей жизни)» — напоминают авторы великого свода еврейской морали — «Пиркей авот».
Очень интересно, что Тора предваряет повеление о благословениях и проклятиях на горах Гризим и Юваль требованием, чтобы народ отвечал «амен» в полный голос. Сифтей коэн заметил, что гематрия слов «коль рам» («полный голос») равна гематрии «шалом», мир! Когда тайное делается явным, когда пропадают подозрения и недоверие между людьми, тогда и наступает истинный мир. Не поэтому ли Создатель на Великом Суде раскроет наши мысли и поступки? Не только сам человек подпишет и признает справедливость приговора, но и его абсолютная точность станет несомненной для всех. И наступит полноценный мир, ибо станут немыслимы тайные козни. Припомним же, что словом «шалом» завершается наша главная молитва и что им нельзя приветствовать в туалете, ибо это — одно из имён Творца!
А теперь прикоснёмся к «еврейской психологии». Говорит Авней эзер: «Нет презренней, чем сделавший идола или маску, мерзость для Создателя (имя Которого «правда») и прячущего их за возвышенными идеями и красивыми словами. Такими, как «культура», «народное единение», «просвещение»… Ибо явное отступничество менее опасно, чем прикрытое изящной демагогией. Потому Тора и говорит: «проклят!..» Дополняет рабби Ноах Мендес: идолопоклонство — единственное преступление, при котором Творец приравнивает намерение к поступку. Мы легко можем связать это с часто цитируемой фразой Пятикнижия: «Да не будет в тебе чуждого бога». «Какого? — дурного начала!» — восклицают мудрецы.
А что есть основа дурного начала, тот самый главный «идол в себе», который делает человека проклятым? Тайная гордыня. Иррациональная уверенность человека в том, что он умнее всех, легко может обойтись собственным умом. Учиться не особенно важно, целенаправленно развивать свой интеллект, искать критерии объективной проверки его беспристрастности и остроты — зачем? А тяжко трудиться над совершенствованием своих нравственных качеств и утончением духа и вовсе бессмысленно — ведь «мы уже и сами с усами». Вполне к себе притерпелись по душевной лени. «Обычно люди довольны своим умом, но не положением».
Вот и молится человек в собственном тайном святилище себе самому. А точнее — низменной, ленивой части себя — «дурному началу». Прикрывает истинное «служение» изящными словесами и даже поступками «как положено». Но Б-г смотрит за маски, именно здесь и лежит граница между «проклят» и «благословен»!