Взаимоотношения врача и пациента являются главной составной частью сложных проблем медицинской этики вообще и врачебной деонтологии в частности. Это объясняется особой спецификой деятельности врача, которому больной добровольно и с надеждой доверяет свое здоровье и жизнь, раскрывает перед ним все, даже самые интимные переживания. Такое безграничное доверие пациента предполагает высокий нравственный облик врача. Высокие морально-этические требования к врачебной деятельности обусловлены ее гуманистическим содержанием: уникальностью бытия человека, сложностью выявления защитных возможностей организма как особо сложной организации, несовершенством медицинской науки и организации здравоохранения.
Еще в давние времена задачи медицины определялись так: иногда излечить, часто облегчать, всегда успокаивать.
Пациенты больше всего ценят внимание врача. Все больные хотят, чтобы их внимательно выслушали. Есть пословица: «Сказал и облегчил душу».
Понимание врачом переживаний больного особенно важно потому, что при многих болезнях индивидуальные особенности отражаются на течении и исходе болезни.
Врач и писатель Викентий Вересаев отмечал, что «искренность, вместе с тем, требует большой мудрости, большого душевного такта и большой теплоты сердца».
Чтобы лечить больных, одних профессиональных знаний мало: успех лечения во многом зависит от личности врача, его опыта, широты взглядов, от его душевного склада.
Знаменитый английский врачеватель Томас Сиденхем, которого называли «английским Гиппократом», говорил: «Никто не был пользован мною иначе, чем я желал бы, чтобы лечили меня самого». Своими знаниями, авторитетом, сердечной добротой, а главное, протянутой к пациенту невидимой нитью врач должен утешить больного, внушить ему надежду.
Утешить больного человека — значит, сохранить его надежду на улучшение. Психологическое состояние больного, его вера в успех лечения, доверие к врачу, жажда жизни играют огромную, подчас решающую роль даже у самых тяжелых больных. Лучший врач тот, который умеет успокоить, утешить, внушить надежду.
Первейший долг врача
— помочь пациенту избавиться от страха. Тревога и страх — сами по себе болезни. Наслаиваясь на другой недуг, они ужесточают его течение.
Врачи древности утверждали, что в словах великая сила таится. Сила слова оценивается не только как способ поднять настроение больного, но и как метод сохранения и укрепления его защитных сил, которым принадлежит решающая роль в победе над болезнью.
Еще Сократ говорил: «Нельзя лечить тело, не леча душу». Душевная поддержка во многих случаях способна оказаться эффективнее самых совершенных лекарств.
Влияние психики на состояние человеческого организма огромно. В человеке заложена мощная энергия психогенного характера, и ею нужно научиться управлять. Физически человек может быть слабым, но духовно он может быть непобедим. Ибо слабые духом не побеждают, а сила духа во сто крат повышает возможности человека. Нельзя уступать себя обстоятельствам. Каждый из нас сильнее, чем ему кажется. Верно сказано, что мы можем вынести ровно столько, сколько взваливает на нас судьба.
Не всегда в нашей власти изменить что-то вне нас, но разрушить или создать силу внутри нас можем только мы сами. Вот почему мы можем быть выше своей судьбы. Если сдают физические силы, должна выручать сила духа, и тогда можно победить болезнь. Главную основу нашей жизни составляют не внешние обстоятельства, а внутренний мир. Что не может быть вылечено силами самого организма, то очень трудно или невозможно вылечить силами вне его. Пока человек жив, безнадежных ситуаций не бывает. Поражения не существует, пока сам человек не признал себя побежденным.
Надеяться на лучшее
Человек жив, пока надеется, и надеется, пока жив. Охваченный беспокойством человек с исчезновением надежды лишается своего последнего источника сил. Без надежды жить нельзя. Когда уходит надежда, уходит жизнь. Вот почему надежда должна умереть последней.
Нельзя говорить о враче в отрыве от его пациента, ведь и от его поведения во многом зависит успех лечения. Этот вопрос в литературе мало освещен. Между тем, еще древнеассирийский врач Абдуль Фараджа говорил: «Нас трое: врач, больной и болезнь. Если же ты, больной, будешь на моей стороне, нас будет двое, и мы окажемся в большинстве, так нам легче будет победить. Если же ты, больной, будешь на стороне болезни, я останусь в одиночестве, и мне будет труднее».
Беседы врача и пациента должны носить доверительный характер. Верно было замечено, что если после беседы с врачом больному не стало легче, то с ним не разговаривал врач. Утешение и внушение должны исходить от квалифицированного врача. В их основе лежит безоговорочное доверие к врачу.
В США есть свобода выбора врача. И если выбор сделан, не следует спешить обращаться к другим врачам того же профиля, не дождавшись эффекта от назначенного лечения. Когда врач имеет дело с терпеливыми пациентами, верящими в могущество медицины и искусство выбранного врача, его чаще посещает радость за исцеление пациента.
Профессор медицины из Бостона Томас Инуи на заре своей карьеры разговорился со старым индейцем из племени навахо. Тот заинтересовался методами его лечения. Будущий профессор решил ответить попроще: «Даю больным лекарства». — «Так ты, стало быть, неважный врач, — заметил индеец, — у нас такие есть, однако мы уважаем тех, к кому можно обратиться за утешением».
Суть профессии
Современная медицина стала специализированной. Человека словно разделили на множество составных частей. Диагноз основывается на исследованиях в специализированных лабораториях. Хирургические процедуры и те автоматизированы. Многие врачи смотрят теперь на свою профессию узко: проанализировать симптомы, поставить диагноз, назначить лечение. Такую работу, основанную на механическом понимании человека, легче поставить на поток, считает д-р Инуи. Но нет ли опасности, что машины нивелируют роль врача, и эта профессия, в конце концов, исчезнет? Профессор Инуи убежден: то, что в народе называют утешением, не просто дополнение к профессиональным навыкам, а суть профессии врача. Человек — нечто большее, чем сумма систем (нервной, гормональной и т. п.).
Сторонники эволюционной медицины, которые исходят из целостного подхода к пациенту, считают: вмешательство в организм лучше свести к минимуму. Ведь некоторые реакции, например, высокая температура при простуде, вполне кстати. Организму надо помогать, а не «думать за него». Но это требует больших знаний о человеке. Взаимоотношения между психологическим стрессом и физическим здоровьем сложны. Головной мозг посылает нервные импульсы в селезенку, в которой вырабатываются иммунные клетки. А поскольку биохимия мозга зависит от душевного состояния, оно может воздействовать на эти сигналы и влиять на способность противостоять болезни.
При клинических испытаниях лекарств одним пациентам дают, например, плацебо (таблетку-пустышку), внешне неотличимую от лекарства, другим — лекарство. Хотя плацебо не содержат лечебного вещества, они иногда помогают выздороветь. Врач Томас Делбанко из знаменитого госпиталя «Бет Исраел» в Бостоне провел ряд исследований и выяснил, при каких недомоганиях «безлекарственное лечение» может оказаться достаточным.
Двое ученых из Стэнфордского университета решили изучить психологию отношений между пациентом и врачом. Больных раком груди объединили в группы (они получали терапию и навыки аутотренинга). Другие пациенты с аналогичным заболеванием лечились индивидуально.
В итоге больные из первой группы прожили вдвое больше, чем те, что встречались с глазу на глаз с врачом. Поразительный результат! Стоит задуматься: с каким настроением уходили от врача пациенты, что прожили вдвое меньше? Доктор Инуи убежден: дни строгих диагностиков, прописывающих утонченные лекарства, сочтены. Речь, разумеется, не о том, чтобы отказаться от знаний, накопленных медициной. Но надо вернуть профессию к ее истокам. Больных должен встречать целитель, способный дать совет, утешить.
Опубликовал: Из архива Бориса НИСЕНЗОНА