Вначале Моше говорит, что выбор между соблюдением и несоблюдением законов Торы — это, по существу, выбор между благословением и проклятием. Вступив в Эрец Исраэль, евреи должны сжечь деревья, которым поклоняются местные язычники, и уничтожить их священные изваяния. Приносить жертвы Б-гу можно только в специальном месте — индивидуальные жертвенники запрещены. Моше несколько раз напоминает о запрете употреблять в пищу кровь животных. В пустыне скот резали только в передвижном Храме; в Эрец Исраэль убой скота для еды можно проводить везде. Далее Моше призывает евреев не подражать другим народам, ничего не добавлять к Торе и не убавлять. Запрещается наносить себе увечья в знак скорби по умершим. Моше вновь перечисляет кошерных и некошерных животных, рыб и птиц; повторяет запрет смешивать в еде мясное и молочное. Продукты второй десятины, выделенной из урожая, владелец должен съесть в Иерусалиме, а если продуктов очень много, разрешается обменять их на деньги и купить еду в Святом Городе. Дважды в семилетие эту десятину отдают беднякам. Моше призывает сынов Израиля проявлять милосердие к соплеменникам: в седьмой год прощать им долги и займы. Б-г обещает изобилие тем, кто выполняет эту заповедь. Еврейский раб выходит на волю после шести лет службы, получив вознаграждение за свой труд. Раздел завершается описанием трех праздников — Песах, Шавуот и Суккот, во время которых евреи совершали паломничество в Иерусалим.
Один царь послал своего сына, наследного принца, на несколько лет в дальнюю деревню. Царь хотел, чтобы принц обучился там некоторым навыкам управления; проще говоря, устроил ему длительную выездную стажировку.
Прошло время; срок обучения закончился, и царь вызвал сына домой, будучи уверенным, что тот приобрел все необходимые навыки для царской власти.
Жители деревни провожали принца с тяжелым сердцем. Многие плакали. Вдруг один из них воскликнул: «Почему вы плачете? Ведь он же сын царя и возвращается к себе домой, во дворец! Радоваться надо».
Наша душа в этом мире похожа на того принца, стажировавшегося в дальней деревне. Мы живем на земле лишь с одной целью: изучать законы «Царской власти». Душа облечена в физическую оболочку, но она стремится «домой», в небесный «дворец».
В сегодняшнем разделе Тора запрещает евреям делать себе надрезы и плеши над глазами в знак скорби по умершим, поскольку именно так поступали идолопоклонники библейской эпохи.
Любопытно, что в том же месте, «над глазами», полагается накладывать коробочку тфиллин. Тора учит, что, наложив на лоб и на руку тфиллин, нельзя ни на мгновение забывать о них. Во время молитвы наш внутренний взор должен быть направлен на эти черные коробочки, содержащие кусочки пергамента со священными текстами.
Точно так же мы не должны ни на минуту забывать о цели своего существования в физическом мире и о цели самого этого мира. Нельзя превращать место наложения тфиллин в плешь, пустоту, которая образуется, когда человек слишком сильно скорбит по тому, кто вернулся во «дворец».
Нам запрещено уродовать себя в минуты горя. Ведь тело — это ничто иное, как наша земная одежда. Но оно — не наша суть. Человек не должен отождествлять себя с одеждой, какой бы красивой и удобной она ни была.
Физический мир не должен отвлекать нас от сути нашей стажировки в нем — ни горем, ни излишними удовольствиями. Ибо вся цель этого мира и нашего существования в нем состоит в том, чтобы вернуться в другой мир, Мир истины, вернуться с багажом накопленных знаний и выполненных заповедей.
Если мы будем помнить об этом, нам всегда будет сопутствовать счастье. И все жизненные перипетии покажутся нам лишь заранее приготовленными заданиями продолжительной стажировки.
«Гиперболизм»
«Не ешьте никакой мертвечины…» (14:21).
Вы знаете, что такое гипербола? Если верить Академическому словарю русского языка (Москва, 1981 год), это «стилистический прием чрезмерного преувеличения каких-либо свойств изображаемого предмета… с целью усиления впечатления».
Как мы знаем, известных киноактеров и спортсменов величают «звездами». Конечно, только большой фантазер может уподобить человека невообразимо гигантскому и горячему космическому телу, свет которого распространяется в пространстве на триллионы километров.
Но к гиперболам, даже самым нелепым, быстро привыкают. Когда число «звезд» чрезвычайно возросло и их свет перестал слепить почитателей, появился новый модный эпитет: «суперзвезда». Им награждали тех же простых смертных, ничем не отличавшихся от прежних «звезд». Но кому есть дело до правды? Парад лингвистического абсурда набирал силу, и вот уже «суперзвезд» сменили «мега-звезды». Что дальше?
Кошерная «шхита» (забой животных в соответствии с законом Торы) обставлена множеством галахических требований. «Шохет» (резник) должен быть Б-гобоязненным человеком. Его нельзя подгонять, заставлять работать «по плану». У него должно быть достаточно времени для проверки заточки ножа и состояния животного.
«Шохет» должен внимательно проверить легкие животного, поскольку спайки на легочной ткани не так-то легко заметить. В сомнительных случаях ему предстоит решать, можно ли считать животное кошерным.
Если в легких совершенно нет спаек, оно получает статус «глат-кошер». В среднем только от двух до четырех процентов зарезанных животных признаются кошерными столь высокой пробы.
А теперь скажите: почему на вывесках почти всех ресторанов, кафе и мясных лавок, особенно, в Иерусалиме, красуется надпись «глат-кошер»? Ведь такого просто быть не может.
Оказывается, мир кашрута тоже подвержен заразной болезни «гиперболизма» — в не меньшей степени, чем Голливуд.
Мой брат — подстрекатель
«Если станет подговаривать тебя брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена твоя, или друг твой задушевный, тайно…» (13:7).
Почему первым среди близких людей, которые могут подбить еврея на измену Б-гу, назван «брат твой, сын матери твоей»? Потому, отвечает РОШ (рав Ашер бен Иехиэль), что жертва и подстрекатель вышли из одного чрева, и это создает между ними особо близкие, доверительные отношения. «Сын твоей матери» скорее собьет тебя с истинного пути, чем брат по отцу, чья любовь может быть ослаблена тем фактом, что он вместе с тобой претендует на отцовское наследство.
«Тайно» — потому что подстрекатель-идолопоклонник вряд ли отважится публично заявить о цели своей агитации.
Известный принцип, осуждающий доносительство: «Кто ходит с пересудами — открывает тайну; верная же душа таит дело» (Мишлей, 11:13), — не относится к данному случаю. Тайную проповедь чуждой Торе идеологии, следует немедленно и без колебаний сообщать Бейт-дину, раввинскому суду, чтобы он мог незамедлительно принять меры для искоренения зла из среды народа Израиля, даже если суровое наказание грозит твоему любимому брату, «сыну твоей матери».