Моше просит Б-га разрешить ему войти в Эрец Исраэль, но получает решительный отказ. Б-г велит ему утвердить новым лидером нации Иегошуа бин-Нуна. Далее Моше напоминает сынам Израиля о даровании Торы у горы Синай, когда
«Б-г говорил с вами из огня: голос Его слышали вы, но образа не видели, только голос». Пророк говорит, что весь народ удостоился Синайского Откровения, а не избранная элита, и что за всю историю человечества только евреям, вышедшим из Египта, довелось вступить в прямой контакт с Творцом вселенной. Поэтому на них лежит особый долг передавать память о даровании Торы своим детям и более отдаленным потомкам. Моше предупреждает, что если евреи, поселившись в Эрец Исраэль, начнут отдаляться от Б-га, то будут изгнаны из страны и рассеяны среди других народов. Их останется мало, и они будут тяжело страдать, но, в конце концов, раскаются и вернутся на путь Торы. Пророк назначает три города-убежища для людей, совершивших непреднамеренное убийство. Он повторяет Десять заповедей и учит евреев молитве «Шма, Исраэль», в которой сформулировано главное кредо иудаизма — вера в Единого Б-га. Моше призывает сынов Израиля не гоняться за материальными благами; он напоминает, что их удел — быть духовной нацией, народом-священником. После вступления в Страну Израиля они должны изгнать местных язычников и уничтожить их идолов. Особенно строго запрещены смешанные браки, грозящие самому существованию еврейского народа.
Миновал самый печальный день еврейского календаря — Девятое ава, день поста и траура по разрушенному Храму. Однако в нашей традиции печаль не безысходна. Уже ближайшая суббота подарит нам надежду и утешение. Она так и называется: «шаббат-нахаму» — суббота утешения. Это название происходит от первого слова недельной «хафтары», дополнительного отрывка из пророков, которым завершат чтение Торы во время утренней молитвы: «Нахаму, нахаму ами…» — «Утешайте, утешайте народ Мой, — сказал Г-сподь ваш…» (Иешаягу, 40:10).
Пророк Иешаягу сообщает евреям, что чаша народных страданий переполнилась, что затянувшееся изгнание подходит к концу и на смену ему придет новая, счастливая эпоха. Мидраш рассказывает, что Б-г просил по очереди трех праотцев утешить Иерусалим. Ни Аврааму, ни Ицхаку, ни Яакову это не удалось. В конце концов, сам Вс-вышний пришел утешать Святой город: «Говорите к сердцу Иерусалима и возвестите ему, что наполнится он воинством своим, сынами Израиля, возвращающимися из изгнания, что прощена вина его, ибо вдвойне наказан он рукой Б-га за все грехи свои…». Все грозные пророчества осуществились, дым пожарищ рассеивается, и сквозь него уже пробиваются первые лучи избавления и радости.
Рассыпанная мелочь
«Взойди на вершину Писги, и взгляни на запад, и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо не перейдешь ты этот Иордан!» (3:27).
Темная ночь. Автобус останавливается на безлюдном шоссе. Пассажир проворно спрыгивает со ступеньки, и в этот момент из его кармана высыпаются на землю мелкие деньги. Он отчетливо видит светящиеся кружочки в свете автобусных фар. Надо бы их поднять, но автобус вот-вот тронется, и монеты исчезнут во мраке. Пассажиру жалко этой мелочи, но ему не хочется выглядеть жадным. Что делать?
Спасительная мысль пришла мгновенно. Пассажир украдкой достает сложенную 50-шекелевую купюру и бросает на мелочь: «Шофер, подожди! У меня тут выпали 50 шекелей!» Автобус и люди терпеливо ждут, пока этот хитрец сгребает в ладонь свои разнокалиберные монетки…
Б-г твердо сказал своему любимому пророку: «Не перейдешь ты Иордан!» Но почему? Чтобы лишить такого гиганта духа, как Моше-рабейну, права вступить в Эрец Исраэль, нужны не одна, а несколько причин. Главную из них мы знаем: добывая воду из скалы в местечке Мей-Мерива («Воды раздора»), Моше допустил ошибку: не явил славу Вс-вышнего перед народом, и за это был наказан.
Еще одна вероятная причина упомянута в книге мидрашей «Дварим рабба». Б-г хотел похоронить Моше в пустыне, рядом с поколением, вымершим в течение сорока лет скитаний из-за греха разведчиков. Его великие заслуги должны были гарантировать, что в назначенное время, когда наступит мессианская эпоха, это поколение вместе с другими евреями, когда-либо жившими на свете, восстанет из мертвых.
Б-г уготовил Моше роль 50-шекелевой купюры среди мелких денег, чтобы не пропала ни одна агора.
Каждый — в своем стане
«Соблюдай день субботний, чтобы освятить его» (5:12).
Чтобы по достоинству оценить глубину и многоплановость иудаизма, достаточно обратиться к простым, на первый взгляд, словам из популярной субботней песни «Коль мекадеш» («Каждый, кто отмечает»).
«Каждый, кто отмечает святость субботы достойным образом, каждый, кто избегает нарушения законов субботы, удостоится великой награды — в соответствии с его деяниями».
Объясняя эти слова, выдающийся мудрец Хафец-Хаим говорил, что есть две категории «шомрей-шаббат» (людей, соблюдающих шаббат). К первой категории относятся те, кто «отмечает святость субботы достойным образом». Эти люди проводят субботу в чистоте и святости. Они молятся по-особому, с энтузиазмом учат Тору, стараясь проникнуть в глубину ее мудрости, уделяют время самоанализу и личному совершенствованию.
В другую категорию входят те, кто лишь «избегает нарушения законов субботы». Они стараются все делать по правилам, без ошибок. Конечно, в их отношении к шаббату не хватает очень важного элемента: ощущения святости, желания приблизиться к Творцу вселенной. Такие люди стремятся хорошо отдохнуть в шаббат перед новой рабочей неделей. Они радуются возможности вкусно поесть и выспаться, но игнорируют духовный аспект шаббата.
Короче, отмечать шаббат можно по-разному, но, как сказано дальше в песне «Коль мекадеш», каждый человек «удостоится великой награды — в соответствии с его деяниями». Даже того, кто не дорос до святости субботнего дня и всего лишь «избегает» нарушений, ждет достойная награда. Принцип распределения наград мы находим в следующей строфе этой песни: «Каждый человек — под своим знаменем и каждый — в своем стане».
В мире грядущем эти две категории «шомрей-шаббат» окажутся в разных «станах» и будут сидеть под разными «знаменами». Тот, кто «избегает нарушения», выполняет лишь букву закона, не сможет войти в «стан» освящающих шаббат на духовном уровне.
Шаббат — бесценный дар
Б-га. В этот день мы должны испытывать особую близость к Творцу вселенной. Ощущение такой близости и есть святость. В земном шаббате видны отблески Мира грядущего. И чем возвышеннее мы отмечаем шаббат в земной жизни, тем завиднее наш удел в «Шаббате небесном».
Сердечные слова
«И будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем» (6:6).
Приведенный стих включен в первую часть молитвы «Шма, Исраэль», которую евреи читают дважды в день и в которой провозглашается стержневой принцип нашей веры: «И полюбишь ты Б-га,
Г-спода твоего, всем сердцем твоим, и всей душою своею, и всем существом своим».
Если ты часто твердишь о любви к Б-гу, легко сбиться на безучастно-назидательный тон, словно ты обращаешься не к себе, а к соседу. Поэтому сразу за этим стихом следует строгое напоминание: «И будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, — в сердце твоем». Именно в сердце. Ибо сердце и уста могут быть так же далеки друг от друга, как небо от земли.
Подарок от ангела смерти
И молился я Б-гу в то время: «…Дай мне, пожалуйста, перейти («ээбра на»), и увижу я эту хорошую страну…»… Но сказал мне Б-г: «Полно тебе, не говори Мне больше об этом!» (3:23-26).
Почему Б-г так резко оборвал своего любимого пророка? Ведь Он любит, когда к нему обращаются с проникновенной молитвой.
Обращаясь к Вс-вышнему, Моше употребил усилительную частицу «на», которая в данном контексте приблизительно означает: «ну, пожалуйста, не откажи».
Мидраш сообщает, что Б-г неизменно исполнял просьбы Моше, если он дважды произносил, как заклинание, частицу «на». Источником этого мидраша считается эпизод, приведенный в талмудическом трактате «Шаббат». Когда Моше поднялся на гору Синай, чтобы получить Тору, все находившиеся там ангелы дали ему подарки. Среди них был и ангел смерти, от которого пророк узнал о волшебной силе двойного «на».
Вот почему, когда Б-г поразил проказой Мирьям, сестру Моше, за клевету на брата, пророк произнес лаконичную молитву с двойным «на»: «Кель, на, рефа на ла!» — «О,
Г-сподь, умоляю, исцели ее!» (Бемидбар, 12:13). Волшебное слово сработало. Через неделю проказа исчезла, и Мирьям вернулась из карантина в походный стан.
По всей видимости, Моше, которому очень хотелось войти в Эрец Исраэль, решил повторить этот словесный прием: «Эабра на…» — «Дай мне, пожалуйста, перейти…». Но Вс-вышний не собирался выполнять эту просьбу и перебил пророка, не дав ему сказать второе «на»: «Хватит, Моше, не повторяй это слово. Ты останешься здесь, на восточном берегу Иордана».