Ностальгнете еще!

«Два ев­рея — три мне­ния!» — сме­ют­ся ев­реи над сво­ей спо­соб­нос­тью спо­рить обо всем на све­те. Да­же от­каз­ни­ки, в, сла­ва Б-гу, быв­шем уже Со­вет­ском Со­юзе, умуд­ря­лись всту­пать в по­ле­ми­ку. В 70-е го­ды ев­реи спо­ри­ли о том, за что бо­роть­ся в пер­вую оче­редь. «Глав­ное — вы­рвать­ся из сов­де­пии, на­прав­ляя все уси­лия на борь­бу за эмиг­ра­цию! — утвер­ж­да­ли од­ни». «Нет, глав­ное — знать, ку­да и за­чем ехать!», — воз­ра­жа­ли дру­гие, на­ста­и­вая на не­об­хо­ди­мос­ти пре­по­да­ва­ния ив­ри­та, ис­то­рии и ре­ли­гии на­ше­го на­ро­да.

Мно­гим уда­лось вы­рвать­ся из СССР, но во­прос «Ку­да и за­чем?» оста­ет­ся ак­ту­аль­ным и се­го­дня.

При­ехав в Изра­иль вес­ной 1981 го­да, я шел по иеру­са­лим­ско­му цен­т­ру аб­сор­б­ции Ги­ло. «Улы­ба­е­тесь? — не­ожи­дан­но об­ра­тил­ся ко мне не­зна­ко­мый рус­ско­я­зыч­ный ев­рей. — Ни­че­го, нос­таль­г­не­те еще!» Вско­ре этот стра­да­ю­щий «тос­кой по ро­ди­не» че­ло­век уехал в Гер­ма­нию…

Ка­за­лось бы, де­сять каз­ней еги­пет­ских убе­ди­ли Фа­ра­о­на, что не удер­жать ему ев­рей­ский на­род в раб­ст­ве. По­че­му же, от­пус­тив ев­ре­ев, Фа­ра­он бро­сил­ся за ни­ми в по­го­ню? По­то­му что ска­за­но в То­ре: «Со­об­щи­ли ца­рю Егип­та, что на­род бе­жал… И за­пряг он ко­лес­ни­цу свою… и по­гнал­ся за ев­ре­я­ми» (Шмот, 14:5-8).

Фа­ра­он по­пы­тал­ся вер­нуть ев­ре­ев в раб­ст­во, по­то­му что на­род бе­жал! — объяс­нил раб­би Йо­сеф На­тан­зон. — Евреи бе­жа­ли из Егип­та, а не на­прав­ля­лись в Изра­иль. Если че­ло­век бе­жит от че­го-то, не зная ку­да, то его мож­но вер­нуть.

Все мы стал­ки­ва­ем­ся с мно­го­чис­лен­ны­ми пре­пят­ст­ви­я­ми на на­шем жиз­нен­ном пу­ти. Но по­че­му не­ко­то­рые сда­ют­ся, под­ни­мая ру­ки, а дру­гие пре­одо­ле­ва­ют пре­пят­ст­вия?

Два че­ло­ве­ка мо­гут ид­ти по од­ной до­ро­ге. В дей­ст­ви­тель­нос­ти, лишь дви­жут­ся в од­ном на­прав­ле­нии их те­ла, в то вре­мя как ду­ши их — в раз­ных ми­рах! Ибо один убе­га­ет, а дру­гой стре­мит­ся дос­тиг­нуть це­ли! И чем бо­лее воз­вы­шен­на и бла­го­род­на цель, ко­то­рую ста­вит пе­ред со­бой че­ло­век, тем бо­лее вдох­нов­ля­ет она его, на­де­ляя энер­ги­ей.

… Исход из раб­ст­ва — это не толь­ко пе­ре­ме­ще­ние те­ла из од­ной стра­ны в дру­гую, но и рас­кре­по­ще­ние ду­ши. Вы­ра­же­ние «йе­ци­ат миц­ра­им» пе­ре­во­дит­ся, как «ис­ход Егип­та». По­че­му ска­за­но «ис­ход Егип­та», а не «ис­ход из Егип­та»? Что­бы на­пом­нить нам, что как бы не бы­ло важ­но ев­рею вый­ти из Егип­та, еще важ­нее, что­бы Еги­пет вы­шел из ев­рея! — объяс­нял раб­би Ме­на­хем Мен­дель из Коц­ка.

По­вес­т­вуя об Исхо­де, То­ра упот­реб­ля­ет стран­ное, на пер­вый взгляд, сло­во — «ото­слал» — ша­лах. «И бы­ло, ког­да «ото­слал» Фа­ра­он на­род (из Егип­та), Все­выш­ний не по­вел их че­рез зем­лю фи­лис­тим­лян, по­то­му что близ­ка она, ибо ска­зал Все­выш­ний: на­род мо­жет пе­ре­ду­мать, уви­дев вой­ну, и вер­нуть­ся в Еги­пет. Все­выш­ний по­вел на­род окруж­ной до­ро­гой, че­рез пус­ты­ню Крас­но­го мо­ря» (Шмот, 13:17-18).

Пер­вые две бук­вы слов «и бы­ло» — «вай­е­ги» про­чи­ты­ва­ют­ся как «ой».

«Кто ска­зал «ой»? — спра­ши­ва­ют муд­ре­цы Тал­му­да. — Все­выш­ний ска­зал «ой», по­то­му что Фа­ра­он ото­слал на­род».

Но ведь Все­выш­ний, а не Фа­ра­он, вы­вел ев­ре­ев из Егип­та? В чем же смысл слов «Фа­ра­он ото­слал на­род»? Фа­ра­он про­во­жал ев­ре­ев! Если хо­зя­ин про­во­жа­ет гос­тя, то хоть гость и по­ки­нул хо­зя­и­на, хо­зя­ин не по­ки­нул гос­тя! Евреи уш­ли от Фа­ра­о­на, но в ду­хов­ном смыс­ле Фа­ра­он и еги­пет­ское раб­ст­во вы­шли вмес­те с ни­ми! — утвер­ж­да­ет рав Ге­да­лия Шор. По­то­му не по­вел Все­выш­ний ев­ре­ев ко­рот­ким пу­тем, опа­са­ясь, что, уви­дев вой­ну, они вер­нут­ся в Еги­пет, а по­вел их окруж­ной «до­ро­гой че­рез пус­ты­ню Крас­но­го мо­ря». Муд­ре­цы Тал­му­да по­яс­ня­ют: до­ро­га — это да­ро­ва­ние То­ры на Си­нае, пус­ты­ня — это чу­до ман­ны, мо­ре — это чу­до раз­вер­же­ния мо­ря. По­че­му муд­ре­цы при­во­дят со­бы­тия в об­рат­ном по­ряд­ке? — спра­ши­ва­ет рав Шор. — Це­лью Исхо­да бы­ло по­лу­че­ние То­ры по до­ро­ге в Стра­ну Изра­и­ля. Но для то­го, что­бы дос­тичь этой це­ли, ев­реи дол­ж­ны бы­ли обрес­ти ду­хов­ную сво­бо­ду, пре­одо­ле­вая ис­пы­та­ния и стра­да­ния, укре­пив свои ду­ши ве­рой. По­то­му Все­выш­ний ис­пы­ты­вал их го­ло­дом в пус­ты­не и стра­хом на мо­ре, про­де­мон­ст­ри­ро­вав чу­де­са ман­ны и раз­вер­же­ния мо­ря!

Муд­ре­цы утвер­ж­да­ют, что по до­ро­ге в Рай­ский сад ду­ша че­ло­ве­ка дол­ж­на пе­рей­ти ре­ку Ди­нур, что­бы от­де­лить­ся от фи­зи­чес­ко­го ми­ра. Так же и ев­реи дол­ж­ны бы­ли прой­ти че­рез мо­ре и, обре­тая ве­ру, по­рвать связь в Фа­ра­о­ном. Исход из Егип­та — это осво­бож­де­ние те­ла, а пе­ре­ход че­рез мо­ре — рас­кре­по­ще­ние ду­ши.

Впро­чем, что­бы мо­ре раз­вер­з­лось, ев­реи дол­ж­ны бы­ли в не­го вой­ти. Все­выш­ний мо­жет вы­вес­ти нас из Егип­та, но не в си­лах вы­вес­ти Еги­пет из нас! Де­мон­ст­ри­руя ве­ру пе­ред ли­цом ис­пы­та­ний, каж­дый из нас дол­жен сам обрес­ти сво­бо­ду ду­ши!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора