Завтра всё будет лучше, чем вчера

Провидение будущего — солидный бизнес. Цыганки, хироманты, йоги и маги… Евреи, кстати, тоже претендуют на определённые знания о грядущих событиях. Основана наша уверенность на предсказаниях Торы, словах пророков и дошедшей до нас от праотцев и Синая Устной традиции. Посмотрим, что вышло из попытки праотца Яакова раскрыть детям перед смертью детали будущего.

«И позвал Яаков своих сыновей и сказал: «Сойдитесь и расскажу вам, что случится с вами в конце дней. Соберитесь и послушайте, дети Яакова, и послушайте слова Израиля, отца вашего». Вы, конечно, замечаете странности текста? Мудрецы дотошно их исследуют.

Дубль «послушайте», в частности, означает: крепко запомните сами мои слова и проникайте в их неповерхностный смысл. Например, так: отсюда выводят многие законы чтения символа еврейской веры — «Слушай, Израиль!…». Раши и другие комментаторы приводят мидраш, что Яаков хотел рассказать детям о событиях «конца времён», но Святое Присутствие (Шехина) оставило его. Согласно книге Зоhар, из-за того, что перед ним открылась картина будущего изгнания. Яаков опечалился, и Святой Дух отстранился от него. Ведь «печаль и уныние — корень корней нечистоты»! И подумал Яаков: а нет ли у кого-то из моих детей нравственного ущерба?

Утверждает Зоhар, что с сотворения мира не было ещё столь совершенного потомства, как у Яакова. И потому пришли приветствовать уходящего в мир истины дед Авраам (вставший справа от изголовья) и отец Ицхак, слева. Но у Авраама родились Ишмаэль и дети Ктуры, у Ицхака — разбойник Эйсав! «Не это ли постигло и меня?» И сыновья дружно возгласили: «Слушай, Израиль! Г-сподь наш Б-г. Г-сподь один (един)». Успокоенный патриарх опустился на изголовье, благодаря Всевышнего и выдохнув шепотом: «Благословенно славное имя царства Его во веки веков!». И дальше, с вернувшимся пророческим духом, благословлял детей. Бааль турим подчёркивает, что в слове «и послушайте» на иврите 6 букв — по числу слов в «Слушай…»

Другой мидраш приводит семейную беседу. Когда Яаков на мгновение усомнился в них, воскликнули дети: «Проверь наши имена! В них нет букв слова «хет» (грех)!» Ответил Яаков: «Да, но в них нет и букв слова «кэц» (конец)! Не оттого ли не должно вам знать, что случится в конце времён?»

Мудрецы приводят разные причины этого сокрытия. Например, что самим сыновьям Яакова это знание не помешало бы — даже то, что народу предстоят тяжкие изгнания и финальное Освобождение неблизко. Но все ли их потомки будут на подобном уровне? Или же здесь дан урок будущим поколениям: не пытаться рассчитывать день Освобождения. Ошибившись, ты вгонишь в депрессию себя и учеников! Более того, жонглирующий этими цифрами рискует отодвинуть Освобождение, вторгаясь в область сокрытого, в сферу личной тайны и выбора Создателя!

Объясняет рав Шах, что знание о сроках будущего Освобождения несущественно для нас — всё равно же есть заповедь «ждать его (Машиаха) каждый день, пусть он и задерживается»! Единственное, для чего нам полезны точные сроки, — это чтобы сделать наше служение Ему более расторопным. В принципе, таков верный критерий всем нашим попыткам заглянуть вперёд: придаст ли это новый импульс нашей духовной работе или просто отвлечёт на второстепенные расчёты и спекуляции?

Удивляется рав Вольбе: как же, ведь известно, что в жизни Яаков ни слова не сказал напрасно?! А здесь — обещал раскрыть будущее и перешёл на другую тему! И отвечает, что Создатель предпочёл кое-что держать до времени в секрете, но многое праотец передал нам в своём прощальном благословении. О войне перед приходом Машиаха (Второй мировой или, не дай Б-г, будущей?) и падении в конце её Гога и Магога. О воскрешении мёртвых и построении Храмов. О подобии многих граней грядущего Освобождения спасению из египетского рабства…

Упомянем ещё один аспект, на котором наши учителя особо заостряют внимание. Перед приходом Машиаха должно произойти собирание нашего народа. Слова «кабцу» (собрать разрозненное) относится к коленам Йегуды и Биньямина (и рассыпанным среди них левитам). К тем евреям, которых мы знаем ныне и которые разбросаны почти по всем городами и весям. А слово «асифу» (собирать, прибавляя) — это про потерянные 10 колен, которые живут компактно, просто сегодня они ещё скрыты от нас. Возможно, их потомки даже не всегда помнят о своей связи с Израилем!

А главный момент «собирания» — это собирание нашего народа в единую семью. Без склок и противопоставлений, которые так любит обсасывать скандально-сенсационная «информация». Так, как собрались братья у постели отца.

Говорит рабби Яков Абухацира, великий мудрец XVIII века из Марокко, что «конец времён» — это другое название Шехины. И что цель «собирания» — тшува, наше возвращение к Источнику. Творец будет раскрываться нам по мере нашего сближения друг с другом и по мере возвращения на пути, ради которых мы действительно пришли в этот мир. Вот, пожалуй, и главное, что нам важно знать о будущем.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора