Заключительный раздел «Ве-зот а-браха» отличается не только тем, что он единственный в «Хумаше» не субботний, а праздничный, но и порядком чтения. К нему вызывают не семь человек, как в субботу, а всех присутствующих в синагоге, чтобы каждый еврей, взрослый и ребенок, мог лично отметить завершение годичного цикла. Затем над «бимой» разворачивают один или нескольких талитов, под которым встают совсем маленькие дети и отцы с младенцами. Эта «алия» называется «коль ха-неарим», «все юноши». Вслед за ними к Торе восходит «хатан Тора», «жених» Торы. Его выход, которым завершается чтение «Ве-зот а-браха», обставлен особенно торжественно. И, наконец, к Торе вызывается «хатан Берешит», «жених» раздела «Берешит», с которого начинается новый цикл чтения. «Женихами» становятся либо самые уважаемые члены общины, либо победители специально проводимых отборочных аукционов.
В «Симхат-Тора» читают только первые 34 стиха раздела «Берешит», в которых рассказывается о Сотворении мира. Полностью этот раздел прочтут в ближайший шаббат.
Следуя примеру праотца Яакова, Моше благословляет евреев перед смертью. Он дает каждому колену лаконичную характеристику, определяет его место и задачу в еврейской истории. Пророк заверяет сынов Израиля, что Б-г щедро вознаградит их за все грядущие беды и страдания. Затем он восходит на гору Нево, с которой Б-г показывает ему всю Страну Израиля и события, которые произойдут с ней и еврейским народом в будущем. Перед Моше открывается вся историческая перспектива, вплоть до мессианской эпохи. Моше умирает легко — от «Б-жественного поцелуя», в 120-летнем возрасте, полный сил и энергии. Б-г сам хоронит своего любимого пророка, но держит в тайне место его погребения. Евреи оплакивают Моше тридцать дней.
«И не было более пророка в Израиле, подобного Моше, которого знал Б-г лицом к лицу» (Дварим, 34:10).
Уникальное положение Моше-рабейну в галерее выдающихся людей еврейской и мировой истории неоспоримо. Один из тринадцати принципов иудаизма, сформулированных Рамбамом и составляющих основу еврейской веры и еврейского мировоззрения, гласит: «Я верю полной верой в то, что пророчество Моше-рабейну, пусть душа его покоится в мире, — истина и что он — величайший из всех пророков, бывших до него и пришедших после него».
В подтверждение этой мысли некоторые комментаторы приводят слова из Книги Мишлей (притчи царя Шломо): «Многие дочери преуспели, но ты превзошла их всех» (31:29). Но какое отношение имеет ода совершенной жене, в которую входит этот стих, к репутации Моше-рабейну? Поменяйте женский род на мужской, а дочерей на сыновей, и мы получим любопытную аллегорию. Представьте себе, что другие библейские герои не согласились уступить Моше пальму первенства.
Первый человек Адам утверждал, что он более велик, чем Моше, поскольку он был создан самим Б-гом и по Его образу. «Да, — ответил ему Б-г, — ты был более велик при рождении, но из-за первородного греха лишился этого величия. А Моше не расставался со своей славой даже в день смерти, как сказано: «И его сила не отошла от него» (34:7).
Тогда пришел Ноах и заявил о своем превосходстве над Моше: ведь не зря он единственный удостоился спасения во время Великого потопа. Но Б-г возразил: «Моше более велик. Ты, Ноах, не смог спасти от гибели свое поколение. Твоих заслуг хватило только для того, чтобы уцелеть тебе самому и твоей семье. А Моше спас сынов Израиля, когда Я хотел уничтожить их за поклонение Золотому тельцу».
Авраам, первый праотец еврейского народа, тоже не остался в стороне от спора. «У меня больше заслуг, — сказал он. — Ведь я принял и накормил трех странников, хотя был болен после обрезания». Б-г легко опроверг и его аргумент: «Ты, Авраам, накормил трех чужих людей и только однажды, а Моше кормил сорок лет еврейский народ. К тому же ты находился в обжитом месте, а Моше обеспечивал провизией сотни тысяч людей в безводной и голодной пустыне».
Затем настала очередь второго праотца Ицхака, сына Авраама: «Отец связал меня на жертвеннике, и я покорно, из любви к Вс-вышнему, подставил шею под нож, за что удостоился в тот критический момент лицезреть «Шехину», Б-жественное Присутствие». «Да, и «Шехина» почти ослепила тебя, — парировал Б-г. — А Моше почти ежедневно разговаривал со «Шехиной» и, как сказано в Торе: «Не притупилось зрение его».
Праотец Яаков, сын Ицхака, основатель двенадцати колен Израиля, предъявил, казалось бы, неопровержимый аргумент: «Я боролся с ангелом и одолел его». «Но ведь ты боролся с ним на своей территории, на земле, — ответил Б-г, — а Моше встречался с ангелами на их территории, в Высших сферах, и они боялись его, не решались вступать с ним в поединок».
Прав был мудрый царь Шломо: «Многие дочери преуспели, но ты превзошла их всех».