Хорошее не исчезает. Все любимое возвращается. Книги и фильмы снова радуют душу, диски своей серебристой волной покачивают любимые мелодии. Ненасытное и ранимое дитя по имени ностальгия многое хочет повторять и повторять. И еще раз повторять. Новое — это прекрасно, но то, что мы уже давно и прочно любим, тоже не пустяк. В данном случае речь идет о музыке, которую оценил и принял весь мир, — о мелодиях Джерри Бока. Незабываемых, ярких, концентрирующих судьбу и песню народа. Нашего народа. О писателе Шолом-Алейхеме, которого нам нельзя не любить.
Спектаклей и фильмов по произведениям нашего классика ставится много, да вот только художественная ценность этих творений часто не очень высока. Будто здесь главное — отметиться: у нас поставлен Шолом-Алейхем. Но бывают исключения. Мне, например, в последнее время из всех израильских постановок по Шолом-Алейхему запомнился спектакль Михаила Теплицкого «Главное я забыл…». По вкусу, тонкости, точности актерских работ эта небольшая театральная притча перевесит на творческих весах многие пышные постановки.
Этот год назван годом Шолом-Алейхема. Довольно масштабно отмечается 150-летие со дня рождения классика еврейской литературы, лиричного и ироничного певца местечка, этого горького мира еврейской поэзии, юмора и несвободы. В тель-авивском «Камерном» поставили (год-то Шолом-Алейхема, нам тоже надо идти в ногу со временем, и для этого перешагнем даже извечный израильский скепсис по отношению ко всему еврейскому) грандиозный спектакль. С музыкой нашего любимого Джерри Бока, с танцами Джерома Робинсона (в «Камерном» с артистами работал над пластикой «человек с Бродвея» — Денис Кортени), режиссер Моше Кептен.
Это интересно, зрелищно, нарядно, со вкусом сделанная музыкальная феерия. Все здесь на своем месте. У всего есть логика и красивая форма. Танцы синхронные, эмоциональные, заводные. Пение — как раз такое, какое должно быть: не опера, но и не самодеятельность. Без надрыва, но в русле театрального сюжета. Музыкально и душевно. И очень трогает душу. Смотрится спектакль динамично, легко, хотя два с половиной часа — не самая любимая зрителями продолжительность действия, сегодня любят смотреть короткие спектакли, можно даже без перерыва. Публика устает на работе, ослабевает в «гонке за лидером», задыхается в дорожных пробках, изматывается в бюрократических коридорах, мало видит своих детей, поэтому редко ощущает в себе силы на такой подвиг — уехать вечером из дому до полуночи…
Но этот «Скрипач на крыше» способен все оправдать, на все пролить праздничный свет. В зале на первом показе критики уже обсуждали, в какой номинации предположительно этот эффектный мюзикл получит награды по итогам нынешнего театрального года: за лучшего актера, лучшую музыкальную постановку?..
В пестрой толпе мелькает гибкий балетный Скрипач, весь в серебристо-белом (именно такие серебряные сувениры привозят из Израиля!), он будто звуками скрипки со всеми действующими лицами общается, всех утешает, о чем-то далеком и важном напоминает. Он — символ, он — квинтэссенция. В минуты боли и отчаяния, в радости, в тишине он здесь, рядом. Скрипач и запоминается лучше многих персонажей с текстом. Хотя актерский ансамбль в спектакле есть, получился, он слаженный, живой, органичный. А главная, лучшая, наиболее серьезная работа — Натан Датнер в роли Тевье-молочника, умного, сильного, нежного отца пяти дочерей, еврея с большой душой и твердой волей. Приверженца традиции, при этом умеющего понять, что люди — сложная материя, закон праотцев не всегда может все в них объяснить и регламентировать… Вот он и плачет, и тоскует, этот Тевье, и рвется в сетях, свитых из обычая, злого слова царского указа, из любви и обиды.
Натан Датнер — безусловный победитель в этом рассказе с музыкой, несомненный успех этого яркого шоу с человечной улыбкой Шолом-Алейхема. Он просто сияет в обрамлении музыки, в танцах, в душевных диалогах. Победитель и Моше Кептен, сумевший вдохнуть жизнь в американскую развлекательную формулу. И Йоси Бен-Нун, хороший композитор, музыкальный руководитель, так тепло и трепетно сопровождающий со своим оркестром весь этот большой спектакль.
Театр сделал зрителям дорогой подарок — предложил титры на русском языке. Это замечательный шаг, который, хочется надеяться, откроет русскоязычным израильтянам сокровища хорошего театра нашей страны. Мы надеемся, что текст будет выправлен и доведен до ума, и Скрипач покорит всех, и у «Камерного» появится еще больше верных друзей. Иначе быть не может.