— Ехать ли мне в Америку? — два десятилетия назад спросил я рава Ицхака Зильбера (благословенной памяти). Глава иешивы Филадельфии рав Элья Швей предложил мне поехать в Нью-Йорк для преподавания Торы. Это предложение поставило меня перед серьезной дилеммой. Выезжая из России, я уже сделал свой выбор: приехал на Святую Землю и проучился шесть лет в иерусалимской иешиве. Несмотря на то, что ради изучения Торы разрешено выехать за границу (мудрецы приводят еще две причины: голод или поиски невесты), я обратился к раву Ицхаку, которого многие русскоязычные студенты считали не только своим раввином, но и духовным отцом.
— Езжай в Америку! — однозначно заключил рав Ицхак. — Но будь готов к бедности и унижению!..
Я осознал смысл этих слов лишь несколько дней спустя, когда рав Эли Меир Клюгман из Нью-Йорка предупредил меня: «Америка опасна тем, что заставляет людей смотреть на мир сквозь призму материализма. Человека там ценят по карману. Например, о богатом могут сказать: «Смотри, идет миллион!»
Даже если разрешается ехать за границу для преподавания Торы, все равно важны не декларируемые причины, а действительные намерения! Человек может объявить, что едет в Америку ради преподавания Торы, а руководствоваться эгоистическими соображениями, стремясь к богатству и славе. По мнению рава Ицхака, в Америку мог ехать лишь тот, кто был готов выполнять свою миссию преподавателя Торы -несмотря на бедность и унижения!..
— Почему меламдим — преподаватели Торы, зарабатывают так мало? — спрашивал основатель хасидизма Баал Шем-тов.
— Чтобы ее преподавали лишь те, кто искренне любят Тору и свой народ…
Однажды реб Хаим из Воложина спросил своего великого учителя Виленского Гаона, может ли он основать первую в мире иешиву. Гаон промолчал. Год спустя реб Хаим вновь обратился к нему с тем же вопросом и вновь не получил ответа. Прошел еще год, и реб Хаим спросил в третий раз. На этот раз Гаон ответил: «Открывай иешиву!»
— Что изменилось? — удивился реб Хаим.
— Вначале ты очень хотел открыть иешиву. Однако, чтобы преуспеть в таком важном деле, требовалось убедиться в чистоте твоих помыслов — что ты действительно хочешь это сделать во имя Торы, а не ради себя. Ты успешно прошел испытание, доказав, что можешь подчинить свою волю воле учителя! И реб Хаим основал Воложинскую иешиву, которая положила начало системе еврейского образования, став «прообразом» современных еврейских школ…
«Иди себе (ради себя) из земли своей, со своей родины, из дома отца своего — в землю, которую Я укажу тебе» (Берешит, 12:2), — с этих слов Всевышнего началось первое испытание Авраама.
Впрочем, в чем, собственно, состояло испытание? — удивляется ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет». — Ведь в следующем же предложении Всевышний обещает Аврааму: «Я сделаю тебя великим народом и благословлю тебя, и возвеличу имя твое».
«Иди себе, — тебе на пользу и на благо, — поясняет Раши. — Здесь ты не удостоишься иметь сыновей, а там ты удостоишься потомства, благословения богатства и прославления имени». Но услышав обещание такой награды, кто бы не бросился исполнять волю Всевышнего! Так в чем же испытание Авраама?
Впрочем, испытание осложнялось обещанием награды! Во имя чего поедет Авраам в страну Ханаанскую: ради богатства и славы или во имя исполнения воли Всевышнего? Вместе с Авраамом на дорогу вышел и его племянник Лот, который руководствовался меркантильными соображениями: он хотел стать наследником Авраама. Два человека шли по одному пути, но шли с разными намерениями. И если этот путь привел Авраама в Святую Землю, то Лот пришел в город негодяев и эгоистов — Содом…
Почему Всевышний указал Моисею послать разведчиков, говоря: «Пошли себе (от себя) людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую (Бемидбар, 13:2)? — спрашивает ребе из Гур. — Ведь евреи уже окружили Моисея толпой и требовали отправить разведчиков. Всевышний мог просто согласиться с требованием толпы. Почему же Он указал Моисею послать разведчиков «от себя»? Чтобы разведать, как лучше завоевать эту землю. Разведчики Моисея не должны были выражать неверие во Всевышнего и в Его указание войти в Землю Обетованную, — поясняет ребе из Гур.
Всевышний предоставил разведчикам выбор: вы можете стать посланниками восставшей против Б-га толпы, или стать посланниками Моисея, исполняющего волю Всевышнего. Этот же выбор стоит перед каждым из нас: чьи приказы мы исполняем? Чьими посланниками являемся в этом мире? Тогда в Синайской пустыне десять разведчиков стали посланниками толпы и не выдержали испытания. Но Иегошуа бин Нун и Калев бен Йефуне стали посланниками Всевышнего и преуспели.
Посланником Всевышнего становится человек, который подчиняет свои личные интересы и желания воле Всевышнего. И тогда, мера за меру, Всевышний исполняет волю праведника, посылая ему благословение и силы, чтобы он смог с честью преодолеть испытание!