Испытание пустыней

Следуя за недельными главами, мы вместе с еврейским народом отправились в 40-летнее странствие по Синайской пустыне.

Каждый фрагмент, выбранный Торой для увековечения, — это послание нам, читателям, для узнавания самих себя.

Недавно мне попался на глаза фрагмент еврейского пособия о том, как человеку, который знакомится с потенциальным супругом, узнать глубже характер «кандидата».

Дело в том, что люди, идущие на свидание, обычно «надевают» на себя маску добродетели, чтобы понравиться. Но мы будем жить не с маской, а с реальным человеком. И возникает вопрос: как разглядеть, кто скрывается за маской?

Авторы пособия предлагают важную и эффективную идею: «втянуть» кандидата в стрессовую ситуацию. В таких ситуациях человек теряет бдительность, срывает маску и обнаруживает свой настоящий характер.

Тора проводит похожую операцию с еврейским народом.

Тора хочет познакомить нас с самими собой. Зачем? Если человек кажется себе образцовым, то он не будет работать над собой. Мы должны знать, какие ловушки подстерегают нас на пути нашего духовного роста.

Этапы пути по пустыне — это моменты истины, моменты раскрытия наших внутренних конфликтов.

Что еще важнее: в этой истории Вс-вышний играет роль источника «правильных» ответов. Ведь недостаточно знать проблему, важно получить ключи к ее исправлению, к работе над собой. Чтобы увидеть послание целиком, нам нужно обратиться не только к тексту Торы, но и к комментариям. Первое проявление незрелости — быстрый «рывок» от горы Синай. Говорят мудрецы, что, когда Вс-вышний дал команду покинуть стоянку у горы, евреи за день преодолели трехдневный переход. Мидраш сравнивает это с поведением нерадивого ученика, который, заслышав последний звонок, стремглав мчится из школы. В нем находится «пружина», выталкивающая из места, где учат. Так и евреи, которые у горы Синай получали уроки мудрости, инстинктивно проявили «детскую» реакцию — «убежать побыстрее из школы». Далее, евреи стали жаловаться на манн и требовать мяса — прямо среди пустыни. А затем Тора продемонстрировала нам целую галерею характеров и историй.

Недоверие к Вс-вышнему в истории с разведчиками и боязнь последовать в Страну Израиля, приведшая к изменению сценария — 40-летнему странствию.

Желание власти, проявленное в бунте Кораха.

Слабость к противоположному полу, усугубленная вином, — которую спровоцировали моавитяне.

И лидеров народа Тора не обделяет своим вниманием.

Моше получает испытание контролем своих эмоций — в истории с исчезновением колодца Мирьям и требованием воды.

И когда Моше, вопреки указанию Вс-вышнего, стучит жезлом по скале (вместо того чтобы произнести специальную фразу) — этим он показывает, что даже великому Моше не удается полностью себя контролировать. Гнев выходит из-под его контроля…

Вернемся к началу нашего рассказа. Пустыня в данном случае играет роль полигона человеческого характера. Но цель у нас двоякая.

Чтобы человек начал совершенствоваться, он сначала должен узнать, где же находятся его слабые стороны, над чем работать. И Тора дает нам объективную картину.

Но картина эта не для того, чтобы впадать в уныние. Здесь у нас снова появляется «развилка».

Человек слабый может оправдывать свои слабости. И на этом его шанс духовного роста закончится, не успев начаться.

Наша основная цель — работа над собой. Делать правильные шаги. А оступившись, суметь исправиться.

Поэтому в нашем календаре истории пустыни начинают изучаться после праздника Шавуот — Дарования Торы.

Ведь чтобы оценить подарок, надо знать, в чем ценность этого подарка.

Говорят мудрецы, что Тора — это система исправления наших слабостей и путь к духовному росту.

Познакомившись со слабостями, мы можем сознательно начать работать над ними. Кстати, наш календарь содержит в себе еще несколько посланий.

Летом у нас нет праздников, а есть два поста — 17 Тамуза и 9 Ава, посвященные историям с золотым тельцом и разведчиками. А осенью мы приходим к Йом Кипуру. Эта связка — от Шавуота до Йом Кипура — 120 дней, содержит в себе весь цикл знакомства с Торой, отклонений и возвращения к нашей духовной миссии.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора