Заглавие отнюдь не означает правоту виноватого — карты пасьянса ложатся нелинейно. Разумеется, виноватый обычно не прав, но порой долю проблемы делит с ним правый. Вина того, кто ведёт себя достойно, может заключаться, например, в том, что он не сумел предотвратить преступление против себя.
Приведу пример. Дети, особливо в возрасте, который именуют (на разных языках, перевожу): «дуракодесять», «сумасшествие быть нормальным» и т.д. нередко буянят против родителей. Конечно, бывают «предки» тупые и грубые, или излишне любвеобильные, отчего дети избалованы, либо же домашние деспоты и бебички восстают по делу. Но возьмём обычный случай: родители любят детей, заботятся о них, понимают кое-что в педагогике… Однако наследники бунтуют и против таких. Случается сие даже в домах мудрецов Торы, лучших профессиональных воспитателей и т.д. Виноваты младшие? Конечно. Но часть ответственности и на старших, что вовремя не заметили копившийся потенциал конфликта, не подготовились к сложному времени «становления самостоятельной личности». Другой пример: жена ссорится с мужем, цепляется и множит нелепые претензии. Она не права, но и муж чего-то не доглядел — может быть, недооценил её усталость, возбуждение от новостей и прочее.
Теперь к теме, но сперва свежее личное. Спускаюсь из метро, поезд тронулся, мимо мчится лохматый чувак и на ходу сообщает: «грязный жид, ты меня толкнул и я пропустил свой поезд!». От желания вернуться и таки толкнуть сукина сына удержал меня рав Авигдор Миллер, описав типовую сцену: прётся по улице нищий вонючий урод и бросает проходящему раввину, одетому с иголочки и только что из душа: «грязный жид!».
Есть ли наша вина в этих душещипательных эпизодах? В кретинских демонстрациях «спасите Палестину!», в, наконец, лютом жидоедстве нацистов и их однояйцевых? На простом уровне — я к мерзавцу не прикасался, раввин пах одеколоном и к германскому фиаско в Первой Мировой евреи отношения не имели. Но нет ли других кругов ада?
Не станем сосредотачиваться на очевидном факте, что антисемиты чаще всего омерзительны. Здесь работает общее правило: Творец шлёт добро через добрых, а наказание и то, что мы именуем «зло» — через злых. Каждый своё честно получит, уж как минимум по принципу: «зачем ты был первым учеником в подлости?», но сейчас не до них. Разбираемся с собой.
Поскольку всё в Его руках, а антисемитский морок очевидно не случайное и не редкое явление, попробуем уяснить, зачем и почему он сотворён, есть ли в нём наша провинность и что с этим делать? Уж коли антисемитизм называют «тенью еврейского народа», как мы эту тень отбрасываем? Наиболее логичная иллюстрация: Израиль живёт под слепящим солнцем Создателя — и тень от стоящей фигуры падает на земной шар в форме антисемитизма.
Согласитесь, несколько непривычный взгляд: ненависть — это месть за достоинство. Но ненависть к нам принимает самые бредовые формы типа «кровавого навета», «отравления колодцев», «жидомассонского заговора» и «закулисного правительства сионских мудрецов», причём верят этим совершеннейшим бессмыслицам отнюдь не глупые люди — как Сенека, Цицерон, Фома Аквинский, Джордано Бруно, Лютер, Елизавета II, Вольтер, Вашингтон, братья Гримм, Ренан, Аксаков, Достоевский, Розанов, Гёте, Вагнер, Солженицын, Шафаревич и иже с ними… Неужто эта ненависть — результат всего лишь ревности из-за того, что мы, «народ священников», близки к источнику жизни?! И гении поэтому дружно сходят с ума?
Да, но не всё столь элементарно. Каковы психологические корни сей тени? Зависть? Страх? Желание крота спрятаться в норке, где поменьше света? Это легко приложить к моему «приятелю» из метро, но не к величайшим же умам человечества! Должно быть нечто сущностное, какой-то трудно разрешимый духовный и душевный конфликт, чтобы порождать из века в век «самую устойчивую фобию» человечества.
Как обычно неучи, обратимся к каббале. Создатель сотворил мир в «пустой полости», которую ради этого предварительно устроил — словно бы скрывшись, уменьшив очевидность Своего бытия и управления. Иначе мир мгновенно исчезает, ибо условие его существования — ограничение света Создателя. Как тогда, так и сейчас. Я чувствую себя независимым «я» — потому что нелегко наблюдать и осознавать, что на самом деле «во мне» живёт, направляет, в качестве «меня» действует и воспринимает — Б-г. Условие «свободного выбора», величайшего богатства этого мира — полутьма. Творец хочет, чтобы существа сами, по осознанному выбору приняли Его законы, Его присутствие и согласились с Его для нас желанием: максимально возможного блага. Стали «хозяевами своего счастья».
А какова роль еврейского народа? «Вы свидетели Мои». Мы выполняем заповеди, большинство из которых есть деяния в этом мире — «Мире действия», как его именует каббала. Мы, священники, должны жить при очевидном Его соседстве, учить этому других — как минимум личным примером. Наша работа — привносить в «пустую полость» свет Б-га.
Отталкивание этого света, неприятие Б-жественного рядомжительства, изменяющего форму свободы выбора и словно бы навязывающего иной тип и уровень реальности — и есть суть антисемитизма. Что у скота, что у философа.
Высшее, наиболее последовательное проявление антисемитизма — атеизм. В нём духовное «расстояние» от Присутствия ещё больше, чем во всех рукотворных религиях. А снобизм, самовнушение и самодовольство «знанием истины» аналогичны. Христианский и мусульманский антисемитизм — это претензия занять место «избранного народа» и обида на то, что «тебя опередили». Не станем разбирать всю «карту вер», почти каждый — «при своём просветлении».
Атеизм же прямо постулирует еврею, что «тебя нет» — ибо не существует ни «избрания», ни «избравшего». Полностью «еврейский вопрос» практически решить пытались нацисты со своей смесью магизма и безбожия, и — советские коммунисты. Христианству евреи нужны — как «носители Ветхого Завета», как «предыдущая стадия, нами превзойдённая», как «доказательство нашей правоты». Ислам готов терпеть нас, «заблудившихся», в качестве «дзимми». А вот для атеизма само наше существование неприемлемо. Лозунг эмансипации во Франции: «евреям как личностям — все права, евреям как народу — никаких прав». Сталин и вовсе объявил еврейцев «не нацией».
Итак, гражданам предпочтительней «пустая полость» с тем уровнем энергии, который дозволял бы привычно жить: физически, психологически и социально. Евреи со своей принципиальной ролью проводников Б-жественного света мешают. Здесь и только здесь — глубинный корень антисемитской «тени» на человечестве. Он — в самом процессе Творения. Разрешено будет это корневое, изначальное мракобесие, когда Высший свет войдёт в человеческий космос ярче и отчётливей. То есть — когда мы выполним свою задачу. Либо — когда Всевышний «потеряет терпение» и сделает всё Сам.
Но у антисемитизма, как у фигурного катания, есть обязательная и произвольная программы. И если в «обязательной» мы виноваты самим фактом существования и своей ролью, то «произвольная» устроена куда причудливей. Странным образом в ней смешиваются их — юдофобов — и наши несовершенства. Фактически нас обвиняют в том, что мы плохо исполняем роль (за которую нас и не любят).
Большинство толкований причин антисемитизма крутится вокруг этого: комплексы неполноценности и страх перед инаковостью у наших врагов, отход от Торы и отсутствие стремления к моральному совершенству среди евреев, постороннесть к «братству народов» и прочим переменным «измам»… Кое-что из наветов и поклёпов — правда.
Если первый, базисный антисемитизм — это наша привилегия и заслуга (в какие бы идиотические формы его ни втискивали), то антисемитизм «произвольный», ситуативный может зависеть от нас. Конфликты и взаимные клевета и неприятие в народе, самодовольство либо самоуничижение, какофония модерновых «иудаизмов» и т. п. могут обострять болезнь и придавать ей дополнительную отвратность.
Хотя придурка в метро я всё-таки не толкал.