Фото: 24tv.ua
Первый день ноября, за четыре дня до выборов, 60-летняя демократ вице-президент Камала Харрис и 78-летний республиканец экс-президент Дональд Трамп провели в штате Висконсин, в паре миль друг от друга, выступая в разных районах города Милуоки, а туда оба прилетели из Мичигана, где занимались тем же.
В четверг они провели ралли в Аризоне и Неваде, митингуя не столько перед убежденными сторонниками, которые будут голосовать за них, даже если Трамп действительно предложит расстрелять Лиз Чейни, и Харрис заявит, что дважды два пять, а перед еще не решившими избирателями. «Мы собираемся сделать это, и никто не должен остаться в стороне, — сказала Харрис в Висконсине. — Не хотите же вы оглянуться на эти четыре дня и сожалеть о том, что вы могли бы сделать». Трамп, в свою очередь, заявил, что «нет ничего важнее этого вторника», но «только представьте, что мы отстали на один процент. Этого нет. Мы впереди. Но представьте, что во вторник мы на один пункт позади».
На эту же тему стратег республиканцев Дэвид Кочел в программе Fox News сказал, что «заключительные выступления сделаны, и речь идет не про убеждения, а про явку, и вся энергия обеих кампаний будет направлена именно на это». Закаленный несколькими избирательными кампаниями республиканцев политолог Гарвардского университета Кочел добавил, что «на данный момент люди уже определились. И осталось совсем немного, которых нужно убедить. И если они принимают решение, то выбирают между голосованием и сидением на диване». Штаты Аризона, Невада и Висконсин показали, что шансы Харрис и Трампа там практически равны. В субботу Харрис прилетела в Джорджию и Северную Каролину, в воскресенье побывала в Мичигане, а в день выборов снова окажется в Пенсильвании, победа в которой будет самой значительной среди семи колеблющихся штатов, так как принесет голоса 19 выборщиков.
Трамп за минувший уикенд тоже слетал в Джорджию, Северную Каролину и Пенсильванию, в четверг посетил «синий», то есть продемократический Нью-Мексико, а в субботу побывал в Вирджинии, которая два последних десятилетия голосовала за демократов, на юго-востоке штата народ настроен консервативнее. За день до выборов Трамп снова отметился в Северной Каролине и Пенсильвании, а напоследок посетил город Гранд-Рэпидс в Мичигане, которым в 2016 и 2020 годах завершал свои предвыборные кампании — первый раз хорошо, а второй не очень. Кандидаты в вице-президенты, сенатор-республиканец Джей Ди Вэнс и губернатор-демократ Тим Уолз, в минувший уикенд тоже не лежебокничали, а мотались по стране. Вэнс в пятницу прилетел в Алабаму и в городе Селма выступил с обращением, что Дональд Трамп «президент для всех», а не только для сторонников. Вэнс, как положено, обозвал демократов во главе с Харрис раскольниками, а республиканцев во главе с Трампом назвал объединителями и выругал старину Байдена за оплошное название сторонников Трампа «мусором», при этом отметив, что Трамп никогда не унижал сторонников Камалы Харрис. В ту же пятницу Тим Уолз был в Мичигане и выступил в Детройте, Флинте и городке Траверс-Сити, где в отеле Park Place напомнил собравшимся, что в Нью-Йорке Трамп провел свое ралли в манхэттенском Madison Square Garden, где в 1939 году американский союз нацистов отмечал свой день приверженности Соединенным Штатам, и там тоже собрались 20 тысяч человек, в чем Уолз увидел «прямую параллель». По данным на конец прошлой недели по стране, Дональд Трамп опережал Камалу Харрис на 1% — со счетом 48:47, и теперь, как сформулировал это Дэвид Кочел, остается «привести людей на избирательные участки, получить голоса досрочного голосования и тех, кто голосовали издалека, чтобы не проголосовавших просто не осталось».
Таков, если угодно, предвыборный расклад избирательной колоды. Базовые позиции были ясней ясного. Трамп утверждал, что Америке давно, если не вообще, не жилось так хорошо, уверенно и безопасно, как при нем в Белом доме с 2017 по 2021 год, и будет так же, если его выберут снова, а нынешняя администрация, в которую активно входит безмозглая Камала Харрис, тянет страну в пропасть, и утянет при ней в качестве нового президента. Камала Харрис утверждает, что со страной случится то же самое при реставрации Трампа, который, как известно, эгоист, расист, империалист и нацист, а вдобавок враг абортов и друг оружия. С оружием вышел совсем недавний казус, когда 31 октября на ралли в Глендейле, штат Аризона, Трамп дал очередное интервью Такеру Карлсону, который поинтересовался, не кажется ли Трампу странным, что против него выступает 58-летня республиканка Лиз Чейни, бывшая конгрессвумен и дочь Дика Чейни, который был вице-президентом при Буше-младшем. От себя замечу, что вице-президент Чейни активно поддерживал наше вторжение в Ирак и был очень воинственно настроен на борьбу с исламским терроризмом, особенно после 9\11.
«Знаете, — ответил Трамп на вопрос Карлсона, — Чейни ненормальная. А не любит она меня потому, что ей хотелось остаться в Ираке. А я не хочу идти на войну. Ей хотелось остаться в Сирии. Я вывел оттуда войска. Ей хотелось остаться в Ираке. Я их оттуда убрал. Я имею в виду, если бы всё было, как она хочет, мы были бы в 50 странах. Во-первых, это очень опасно. Во-вторых, было бы множество убитых. А в-третьих, это очень и очень дорого. Я не виню Дика Чейни за дочку, но она очень глупая. Она радикальный ястреб войны. А если поставить ее с ружьем против девяти стволов, которые в нее стреляют, а? И посмотреть, как ей это понравится».
Из этого ответа Трампа были выдернуты два последних предложения, и его наперебой стали обвинять в желании поставить Лиз Чейни перед «расстрельным взводом», хотя по уставу этого отмирающего вида казни в США в таком взводе обычно пять винтовок 30-го калибра, одна из которых заряжена холостым патроном. Шум в лагере Камалы Харрис поднялся неимоверный, к нему подключились все кому не лень, а в пятницу генеральный прокурор Аризоны демократ Крис Майес сообщила, что попросила своего нач.отделом уголовных расследований проверить, нет ли в словах Трампа «угрозы убийством», преступления по закону этого штата. В предвыборном штабе Трампа заявили, что его высказывание было неверно истолковано. “Трамп на 100% прав, что поджигатели войны, вроде Лиз Чейни, очень быстро начинают войны и отправляют других американцев сражаться, вместо того, чтобы самим воевать», — заявила пресс-секретарь Кэролайн Ливитт. «Все, что я говорю о Лиз Чейни, это то, что она ястреб войны, и к тому же глупая, и что у нее не хватит ‘мужества’ сражаться самой, — написал в пятницу Дональд Трамп в своем сайте Truth Social. — Ей легко говорить, сидя вдали от того, где происходят сцены смерти, но дайте ей оружие и отправьте сражаться, она скажет: Нет, спасибо! Ее отец опустошил Ближний Восток и другие места и разбогател на этом. Он стал причиной множества СМЕРТЕЙ и, вероятно, никогда об этом и не задумывался».
Кэролайн Ливитт назвала это «фейковым возмущением СМИ за несколько дней до выборов в явной попытке вмешаться в интересах Камалы Харрис”. Дональд Трамп наращивает свою популярность то из окошка McDonalds в Пенсильвании, выдавая водителям им же приготовленную картошку, то в Висконсине из кабины белого мусоровоза с его фамилией и девизом. «Как вам нравится мой мусоровоз? — заявил он репортерам. — Это в честь Камалы и Джо Байдена». А Камала Харрис гнет свое, оказываясь рядом с Трампом, но избегая даже случайных встреч с ним, хотя перед дебатами 10 сентября они обменялись рукопожатиями. Не общается она и с президентом Джо Байденом, хотя, казалось бы, их водой не разлить. На то есть причина, считает консервативный обозреватель Рич Лури и поясняет, что фактически она и есть Байден, которого выбирают на второй срок, но этого не замечают в силу внешней разницы между белым немощным старичком и небелой моложавой хохотушкой. Их общность — в лозунге борьбы за «единство Америки», которую они так успешно разъединяют. 29 октября Харрис, как бывший прокурор, произнесла «заключительную речь» по делу подсудимого Трампа, выступив в парке Ellipse перед Белым домом. «Дональд Трамп никогда не понимал, — сказала она, — что слова ‘e pluribus unum’ – ‘из многих один’ не просто фраза на долларовой купюре. Это живая истина о сердце нашей страны. Пора перестать тыкать друг в друга пальцами. Пора перестать указывать пальцами и начать сцеплять руки. Пора перевернуть страницу драмы и конфликта, страха и разделения».
Это были проникновенные и нужные слова, не имеющие ничего общего с реальностью, кроме того, что мы их уже слышали. Слышали от Джо Байдена в ноябре 2020 года. «Я обещаю быть президентом, который стремится не разделять, а объединять, который не видит красных и синих штатов, — заявил он тогда, — а видит только Соединенные Штаты». Вторя ему через четыре года, его вице-президент, намеревшись стать президентом, упомянула надежду, единство, достоинство, науку и истину, назвала Байдена «целителем и объединителем» и пообещала тоже «исцелять душу народа и объединять страну». Как написал двести лет назад русский драматург Грибоедов, «Свежо предание, а верится с трудом», тем более что, придя к власти, президент Байден немедленно начал претворять в жизнь свою историческую миссию сдвинуть Америку влево. Байден, написал Рич Лури в газете The New York Post, занял позицию либерала-прогрессиста практически во всем, назвав разумные реформы голосования в Джорджии возвращением законов Джима Кроу и превысив свои законные полномочия своими приоритетами. Пожелай он объединять или, по крайней мере, не разъединять Америку, написал Лури, «Байден мог бы, как минимум, обеспечить соблюдение законов на границе и избежать возникновения эпохального кризиса, который сделал бы иммиграцию еще более горячей точкой в национальных дебатах». Но единственное, чего он добился, считает Лури, это объединения общества против его президентства.
Сейчас Камала Харрис по своему хотению, а куда скорее по щучьему велению наставников, отказалась от пробайденовских идей, да и своих левацких взглядов периода сенаторства, но сдвинулась не правее, а левее. Свою программу руководства страной она объяснила так смутно и невнятно, что это трудно критиковать, и Рич Лури приходит ей на помощь, утверждая, что единство в нашей стране вообще химера. «Мы, — написал он, — до горечи разделенная страна и большая, изначально раздробленная республика. Без серьезного кризиса или политического гения-трансформатора, избранного президентом, страна не объединится». Единственное, в чем частично преуспели Байден и Харрис, это в объединении части страны против Дональда Трампа, которого «военизировали и демонизировали». С их идеологической и экономической платформой, на которой с уходом Байдена останется Харрис, республиканцы не согласятся, да в этом и нет нужды. Нужда в уме, которого, на горе, не хватает избирателям, разучившимся думать, а не верить надуманному другими. Ведь и слова Грибоедова про то, что «свежо предание, да верится с трудом», продолжаются: «как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол, не жалея!»