Что ты хочешь?

Когда Алтеру из Слободки рассказали историю о том, как один ребе помолился за тяжелобольного, и тот чудесным образом исцелился, он вздохнул: «Если этот ребе действительно обладает такой духовной силой и может исцелить больного молитвой, то какая огромная ответственность на нем лежит. Тот, кто может исцелять молитвой, обязан молиться о больных!»

Духовный руководитель иешивы Атерет Исраэль, в которой я учился в Иерусалиме, рав Мэир Ходош (благословенной памяти) любил рассказывать о своем наставнике, легендарном раве Носане Цви Финкеле (1849-1927 гг.), главе иешивы Слободки. В конце XIX — начале XX веков в Восточной Европе было много учителей Торы, много иешив, но почему-то именно воспитанники Алтера из Слободки (так любя называли его ученики) прославились на весь мир, возглавив иешивы Израиля и Америки, став духовными лидерами следующего поколения. Алтер был великим педагогом, вдохновлявшим учеников своими блестящими уроками. Известно, что Алтер молился об успехах своих учеников, о том, чтобы они сумели устоять перед всеми испытаниями…

Проклятие без причины

Человек может и должен помогать нуждающемуся не только делом, но и доброжелательным к нему отношением, в частности, выраженном в молитве об этом человеке. Алтер часто напоминал ученикам, что первосвященник должен был молиться в Храме о своем народе. Если же происходил несчастный случай, один человек убивал другого, то убийца должен был скрываться в убежище и жить там до смерти первосвященника. Жены служителей Храма коханим приносили этим людям еду и просили, чтобы те, желая вернуться домой, не молились о смерти первосвященника.
«Но ведь эта молитва — проклятие без причины, — удивляется Талмуд, — чего же опасались жены коханим, принося в убежища еду?» «Нет, это не проклятие без причины, — отвечает Талмуд. — Первосвященник должен был лучше молиться о мире в народе. Если же произошло несчастье, то это и его вина».
Мы не первосвященники, и мы не служим в Храме, возразит мне читатель. Да. Но, тем не менее, каждый из нас служит своей семье, своему народу, и каждый, подобно первосвященнику, по мере сил, должен желать добра в своем Храме. Может быть, мы не знаем слов молитвы, не умеем молиться, но искреннее пожелание добра окружающим людям и является сутью молитвы… 

Поступок или мысль?

Царь Соломон хотел предостеречь нас от того, чтобы мы не пытались нанести физический ущерб другим людям, но и не желали им ничего плохого, ибо все, что человек посеет, именно то и пожнет, поясняет Рабейну Бахья. Не только дурные дела или слова, но даже мысли могут возвратиться к нему в виде реального физического наказания. Ошеломляющая глубина слов царя Соломона заключается в том, что человеку воздастся не только за его деяния, но и за пожелания добра или зла…
Авраам молился о том, чтобы у обидевшего его царя Авимелаха родились дети. За это Авраам был вознагражден рождением сына Ицхака! Многострадальный Иов молился о своих друзьях, за что был вознагражден: «И возвратил Всевышний прежнее Иову, когда он помолился за друзей своих» (Иов, 42:10). Мудрецы извлекли отсюда важный урок: «Каждому, кто молится о своем друге, в то время как сам нуждается в том же, Всевышний отвечает на его молитву (помогает ему) первому» (Вавилонский Талмуд, Баба Кама, 92). Все-таки это несправедливо, предвижу я возражения читателя. Почему за мысль человек может быть наказан действием? Где же концепция «мера за меру»?
Дело в том, что если человек негодяй и если его сутью является зло, то стоит ему задумать совершить что-то плохое, как на Небесах это рассматривается уже совершенным. Если даже и не удастся негодяю реализовать свой преступный замысел, то это не его заслуга, а стечение обстоятельств, которое помешало ему. Если же наоборот, негодяй задумал совершить что-то хорошее, то оно не будет считаться реализованным до тех пор, пока действительно не случится. Ибо зло в этом человеке столь сильно, что на Небесах опасаются, что его дурная природа может победить и помешать его добрым замыслам материализоваться.
Верно и обратное: если праведник, суть которого добро, задумал совершить в очередной раз что-то хорошее, то на небесах это рассматривается как уже совершенное. Ибо если и не удастся ему реализовать свой добрый замысел, то это не по его вине, а из-за стечения обстоятельств. Если праведник задумал совершить что-то плохое, то оно не будет считаться реализованным до тех пор, пока действительно он не совершит плохого поступка. Ибо добро в этом человеке столь сильно, что на Небесах надеются, что, в конце концов, его природная доброта победит и помешает дурным замыслам материализоваться.
Потому Корах и Аман были наказаны за дурные замыслы, а Мордехай, Моисей и Аарон вознаграждены даже за добрые намерения.
«Ничто не устоит перед лицом желания», — сказали мудрецы в «Поучениях отцов». Но что означают эти слова? То, что человек хочет, он всегда и обязательно получит? «Отнюдь не всегда, — отвечает ребе из Гур в соей книге «Сфат Эмет». — Мудрецы хотели подчеркнуть, что сутью человека является его желание! Все мы так или иначе ограничены в наших действиях обстоятельствами, которые не позволяют нам до конца реализовать свои желания. Однако в самих желаниях мы абсолютно свободны! Мы выражаем свободу выбора между добром и злом как раз в том, чего желаем, о чем мечтаем и молимся. Человек и есть его желание. Потому выбор человека в этом мире заключается не только в том, какой поступок совершить, плохой или хороший, но и в том, чего желать и кем быть (завистливым Корахом или доброжелательным Аароном?) Мудрецы учат нас: прежде чем обратиться к Всевышнему со словами молитвы, которые зачастую он помнит наизусть, следует заглянуть в свое сердце и задать себе простой, но всеобъемлющий вопрос: «Что ты хочешь?»

Художник Алекс ЛЕВИН

Субботние свечи:

Пятница, 5 июля, 8:12

Окончание субботы 6 июля в 9:12

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *