На канале RTN в регулярных передачах Александра Гранта частенько появляется симпатичный православный попик, который организовал приют для «падших» православных, называемых в России «бомжами». Как эта пьяная братия добралась до Америки — особый разговор. Но что есть, то есть. Итак, в Нью-Йорке на Брайтоне появился приют имени Иоанна Кронштадтского, в котором спившиеся православные забулдыги получили дом и духовную помощь. Все хорошо. Но как-то на передаче я задал священнику вопрос: «Почему приют назван именем ярого антисемита?» В ответ от «светила» брайтонского масштаба я услышал, что заблуждаюсь, ибо Иоанн Кронштадтский никакого отношения к антисемитизму не имел, и, вообще, черносотенцы — это «те, кто с Мининым и Пожарским изгнали поляков из России». Однако православный священник не силен в истории. Точнее, русская православная церковь своим ученикам дает знания в духе сермяжно-сусального русского патриотизма, не более. Ну почему бы священнику, чтобы дать толчок мыслям, не открыть в Интернете, например, сайт «Википедии», а затем и почитать книги?…
Для читателей газеты сообщаю:
Иоанн Ильич Сергиев (Иоанн Кронштадтский) родился в октябре 1829 года, скончался в декабре 1908 (2 января 1909 по новому стилю), протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии, Иоанн Кронштадтский вскоре по окончании курса поступил священником в кронштадтский Андреевский собор. Долгое время он был законоучителем в учебных заведениях Кронштадта, в 1882 году основал там «Дом трудолюбия». Его-то и копирует, возможно, с наилучшими намерениями, брайтонский священник. Иоанн Кронштадтский издал большое число бесед, проповедей, поучений…
Сей церковный деятель был явно монархического толка и посему провозглашен Почетным членом Союза русского народа — русской националистической организации, проводившей при поддержке правительства политику защиты самодержавия, религиозной и национальной нетерпимости в отношении евреев и других религиозных меньшинств страны. Союз был организатором и участником еврейских погромов, а также расправ с либеральными политиками и членами оппозиции в Государственной думе.
Протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадтский был первым священником, освятившим знамена «Союза русского народа»…
Исследователь русского национализма и фашизма Уолтер Лакер в своей книге «Черная сотня. Истоки русского фашизма» (Проблемы Восточной Европы, Вашингтон, 1994), — пишет: «Иоанн Кронштадтский в одной из своих проповедей 1906 г. заявил, что евреи сами навлекают на себя погромы, что погромы — рука Господня, наказывающая евреев за тяжкие прегрешения против правительства» (Цитируется по русскому переводу книги — с. 94). Справедливости ради следует отметить, что Иоанн Кронштадтский выступил с осуждением Кишиневского погрома.
Немецкий историк, специалист по истории русской церкви доктор Герд Штрикер пишет об Иоанне Кронштадтском следующее: «Он является типичным примером того, как человек здравых консервативных убеждений под влиянием быстро сменяющих друг друга событий, смысл которых он уже был не в состоянии понять, меняет их на более радикальные: он согласился с тем, чтобы его избрали почетным членом «Союза русского народа», известного своим участием в погромах и покушениях на либеральных политиков» (Glaube in der 2. Welt Nr.7/8 (1993), S. 34-40).
Иоанн Кронштадтский был канонизирован пропитанной антисемитизмом сверху донизу российской православной церковью в 1990 году. Но для меня имени «почетного черносотенца» святого Иоанна Кронштадтского не существует.
Виктор Снитковский,
Бостон