Съезд расшифрует план Путина

Who is Mr. Putin? — это была загадка начала века, до сих пор вроде бы неразгаданная, хотя это странно, ибо виден он, кажется, вполне отчетливо и невооруженным глазом. А что такое «план Путина» — это, можно считать, загадка года. Если не года, то последних месяцев, когда это словосочетание стало неким таинственным паролем людей, говорящих от имени партии «Единая Россия». Что они имеют в виду, пока не вполне ясно. Произносятся эти слова так многозначительно, что нельзя не почувствовать: имеет место нечто очень важное, пока только им слегка приоткрытое, а от других до времени скрываемое. Что бы это значило?

Итак, лидер единороссов Борис Грызлов сообщил журналистам, что партия планирует провести свой внеочередной IX съезд 14 и 15 апреля. Официально главной темой съезда станет стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года, оглашенная Владимиром Путиным 8 февраля на расширенном заседании Государственного совета РФ. Значит, два месяца с небольшим партийное руководство отвело на штудирование эпохального выступления президента, когда вдруг до него дошло, что партии надлежит официально к нему пристроиться, то есть собрать съезд и, как заведено в традиции, «принять за основу».

Это понятно, но поражает дата созыва съезда. К чему такая спешка? Почему съезд внеочередной, почему его решили собрать еще до инаугурации нового президента Дмитрия Медведева, которая назначена, как известно, на 7 мая? Не специально ли тем самым принижается восхождение нового президента, так сказать, на престол? Не заинтересованы ли охранители властной вертикали превратить инаугурацию в проходную формальную церемонию, дабы она ничего существенно в стране не изменила?

Помню, когда уже было объявлено, что Медведев избран президентом, меня удивило заявление Грызлова в том смысле, что партия «Единая Россия» останется партией Путина. Как так? Избран новый президент, и все равно — да здравствует старый? Странно… Потому-то и возникают вопросы, ответов на которые пока нет, так что будем строить догадки, а некоторые намеки почерпнем с официального сайта партии «Единая Россия». В частности, такой, красующийся там на самом видном месте еще с прошлого года: «Президент и «Единая Россия» — одно политическое целое». Этот тезис внушил единороссам Владислав Сурков, Заместитель Руководителя Администрации Президента (что ни слово — с прописной, так на сайте!). Получается почти по Маяковскому: мы говорим «Путин», подразумеваем — партия, мы говорим «партия», подразумеваем — Путин! Именно Путин, а не Медведев. Не в этом ли смысл заявления Грызлова?

Раз уж мы попали на официальный сайт партии «Единая Россия», рассмотрим его материалы. «Партия готовится к своему IX съезду. Повестка дня уже известна: главной темой для обсуждения партийцев станет реализация стратегии развития России до 2020 года… Съезд «Единой России» расшифрует план Путина… «Единая Россия» готовит «дорожную карту» для «Плана Путина»… Партия становится центром интеллектуальной дискуссии по поводу стратегии развития страны… Вынесенные решения лягут в основу работы не только партии, но и будущего правительства страны… Стратегия развития России стала логичным продолжением «Плана Путина», детализация которого станет основным итогом работы съезда… Мы шли на выборы с «Планом Путина», который впоследствии получил разъяснение 8 февраля на Госсовете… (Обратим на это внимание: 2 декабря 2007 года, когда они «шли на выборы с Планом Путина», они еще понятия не имели, что это за План, Владимир Владимирович дал им разъяснение только 8 февраля 2008 года — С. И.)… Вместе с тем, понятно, что сейчас необходимо разработать пошаговый конкретный план… перехода к инновационной экономике и так далее… Взяв на себя инициативу по реализации стратегии развития страны, «Единая Россия» упрочит свой лидерский статус».

Решения партийного съезда, заявил Грызлов, должны будут лечь в основу работы правительства, которое будет сформировано после инаугурации нового президента России. «То есть, — прокомментировало это заявление агентство «Время новостей», — «Единая Россия» как бы даст рекомендации премьеру Владимиру Путину по реализации плана его имени». Кроме иронии по поводу ситуации, в которой, как говорится, не собака машет хвостом, а хвост делает вид, что это он машет собакой, мне в этом комментарии видится также и одно системное заблуждение. Вернее сказать, мне кажется, что это заблуждение.

Что я имею в виду? Когда Медведев, будучи еще кандидатом в президенты, попросил Путина стать при нем премьер-министром, и Путин любезно согласился, ни у кого, кажется, не возникло ни малейшего сомнения, что это не розыгрыш. Все стали рассуждать, кто будет главнее, какой-то корреспондент спросил Путина, повесит ли он в премьерском кабинете портрет президента Медведева, а Медведев стал разъяснять, какие функции Конституция отводит президенту и какие премьер-министру. Мне же теперь подумалось, что, возможно, и не станет Владимир Владимирович премьер-министром. Зачем ему это? И за что ему такое понижение? Сесть в кресло, где сидел ныне преследуемый прокуратурой Касьянов, где просидел какое-то время незадачливый Фрадков, где теперь прозябает откуда-то взявшийся безликий Зубков? Нет, говорю, не может такого быть, чтобы Владимир Владимирович, вознесенный и возвысившийся как национальный лидер, согласился сесть в это кресло, неприятно обязывающее каждодневно заниматься рутинной тягомотиной и просиженное до него простыми смертными.

В этом мнении я утвердился, прочитав в новостях, что некоторые представители экспертного сообщества ожидают от съезда судьбоносных перемен, а именно: официального вступления Владимира Путина в партию «Единая Россия». «Все упорнее слухи (говорят, что их распускает сама «ЕР»), что на съезде Путин «торжественно вступит», — пишет по этому поводу в «Ежедневном журнале» таинственный (потому что прикрывается псевдонимом) Борис Суварин. — Еще несколько месяцев назад это казалось маловероятным: во-первых, Путин… никогда не делает того, чего от него ждут, во-вторых, зачем ему терять харизму Хорошего Царя — менять ее на звание чиновника № 1?».

Чиновником № 1 уважаемый автор почему-то называет премьер-министра, тогда как номер первый — это президент, а премьер — это, увы, номер второй. Но ладно, не будем придираться. Перечислив плюсы и минусы, Борис Суварин все-таки полагает, что есть если не 100 процентов, то все же «немалые шансы, что официальный брак Путина и «ЕР» будет заключен… Премьер и в то же время председатель партии, имеющей большинство в Думе, — неколебимая позиция, способная выдержать почти любое землетрясение».

Заметим, что Путин у Суварина фигурирует не просто как член партии, а как ее председатель. Иначе, конечно, и быть не может: только вступит он в партию, тут же под бурные аплодисменты, переходящие в овацию, будет избран ее Председателем или Генеральным Секретарем. А раз так, то повторю: совсем ни к чему ему премьерство — без этого хлопотного партийного поручения позиция генсека правящей партии может быть и гораздо весомей, и прочнее, и престижней. Генсек правящей партии волен будет назначать и снимать премьеров, сваливая на них вину за любые возможные провалы, но оставаясь непогрешимым в качестве национального лидера. Разве мы не жили долгие десятилетия при непогрешимых генсеках? Мне кажется, что России нечто подобное еще предстоит пережить.

Правда, если это предположение сбудется, Владимиру Путину придется разобраться с партийными кадрами. «В период реконструкции кадры решают все», — говорил знаменитый в прошлом кремлевский генсек. И за Путиным дело не заржавеет. В этом феврале в Красноярске он уже в порядке подготовки партийной чистки подверг критике «Единую Россию», заявив, что у нее пока нет устойчивой идеологии и устойчивых принципов. «Не было внятной идеологии, — соглашается единоросс Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии. — Но с появлением Владимира Путина во главе списка партии «Единая Россия» эта идеология стала формироваться… Без него — да, не было идеологии… но, поскольку он сам является носителем определенной идеологии, соответственно появилось идеологическое наполнение и у партии». С идеологией вопрос, как видим, решается просто.

Сложнее будет с инновациями, за которые, как ни странно, готовы взяться партийные чиновники. Директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов полагает, что план Путина предусматривает «превращение России из сырьевой страны в инновационную», но как это сделать — это и для него пока загадка. «На пути претворения в жизнь путинских замыслов «медведей» поджидают разнообразные трудности и противоречия, — заметил политолог Сергей Марков, по совместительству свежеиспеченный депутат-единоросс. — Например, требуется создать «эффективную бюрократию европейского типа», а в рядах единороссов уже полно совсем неевропейского типа чиновников, к тому же коррумпированных… Партия при этом должна бороться с частью себя». Он также обратил внимание экспертного сообщества на то, что «Единая Россия», от которой требуется стать «субъектом инновационного процесса», пользуется наибольшей поддержкой в сельских и традиционалистских регионах, а в городах и научных центрах ее результаты на последних выборах были сравнительно невысокими. Из этих слов можно даже сделать вывод, что партию власти поддерживают в основном не очень умные и не очень образованные люди. К ним-то в основном и обращены заклинания насчет инноваций и нанотехнологий. Чем непонятнее, тем убедительнее.

«Для перехода к инновационному сценарию развития нужны структурные изменения в обществе, — считает заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. — Сложно представить, что нынешняя партийно-политическая система будет адекватна состоянию российского общества, в котором, по прогнозам на 2020 год, 60 — 70 процентов населения должен составлять средний класс». Эксперт считает, что «Единой России» необходимо самой провести «инновационный процесс» внутри себя, иначе «через один-два электоральных цикла партия прочно просядет».

Ну, что же, инновационный процесс в партии провести не так уж сложно, есть опыт партийных чисток 20 — 30-х годов, так что специалистов из надзорных органов не надо будет заново учить, «как им реорганизовать Рабкрин», это будет, как говорили в школе, повторение пройденного. Кто-то, пожалуй, и проскрипционные списки уже готовит. Возможно, этим занят и вышеупомянутый Сергей Марков: «Партия должна стать более достойной Путина, то есть подвергнуться серьезной трансформации. Прежде всего, она должна будет избавиться от балласта — людей бездеятельных, которые ничего не делают и случайно в нее попали, и людей, ее компрометирующих».

Наверняка многие партийцы уже трясутся в предвидении метлы, другие ждут карьерного повышения — придет вместо временщика Грызлова настоящий Генсек (как бы там ни назвали этот пост официально), тогда партия может стать по-настоящему правящей: руководящей и направляющей силой, как гласила когда-то пресловутая шестая статья Конституции. Так не в этом ли главная суть плана Путина? Похоже, что именно в этом, а что касается инноваций с нанотехнологиями, так их значимость в плане Путина, по-видимому, дело десятое.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора