«Человек, на коже тела которого появится «сеэт», или «сапахат», или «баэрет»…» (13:2).
Речь идет о белых пятнах разных оттенков, поясняют комментаторы, которые не встречаются при обычной проказе. Эти пятна подтверждают, что между «цараат» и проказой нет ничего общего. Проказа — естественное заболевание, а «цараат» — наказание свыше за различные грехи, в первую очередь, за «лашон ха-ра», злословие.
«Цараат» на одежде и на домах вообще не имеют аналога. Сверхъестественный характер «цараат» на коже человека подтверждается среди прочего и тем фактом, что пораженного («мецора») подвергали обычно домашнему карантину на одну-две недели. Причем во многих случаях кожные изменения ослабевали или вообще исчезали. Но ведь известно, что при естественном заболевании, когда человек находится в замкнутом пространстве, без вентиляции и доступа свежего воздуха, и к тому же не получает лечения мазями или таблетками, его рана не только не затянется, а наоборот, будет гноиться и нарывать.
Кроме того, проказа — очень заразное заболевание, а по поводу «цараат» в Талмуде сказано, что, если его признаки появятся у жениха или невесты, либо поражение будет замечено в разгар праздника, коэн должен отложить осмотр пострадавшего, чтобы не портить ему радость. При обычной инфекции такая поблажка считалась бы преступной халатностью. Ведь находясь на свадьбе или в другом месте массового скопления людей, больной может заразить очень многих, спровоцировать эпидемию.
Все это доказывает, что «цараат» — не физическое заболевание, а духовный недуг. Пятна, опухоли и струпья представляли собой лишь физические симптомы хронических отклонений в характере человека.
Сегодня эта болезнь не наблюдается лишь по той простой причине, что наши тела утратили чувствительность к состоянию духа; они перестали служить барометром нашего духовно-нравственного благополучия.
Сверхъестественная «проказа» настигала человека не только за грех злоречия, но и за другие виды антиобщественного поведения: жестокость, ложные клятвы, разврат, гордыню, грабеж в широком значении этого слова.
У этих пороков есть общая основа: бесчувственное отношение к людям, нежелание считаться с их интересами, дремучий эгоизм. Еврейская традиция требует ставить интересы человека выше государственно-общественных; государство призвано служить людям, а не наоборот. Каждый человек должен испытывать ответственность за соседа. Само существование общества зависит от того, насколько мы умеем проявлять заботу друг о друге. Тот, кто действует наперекор этому основополагающему принципу, попирает интересы общества, и поэтому ему нет в нем места. В библейские времена такого человека подвергали изоляции, пока он не раскается, выгоняли за черту: «Отдельно жить он должен; место ему вне стана» (13:46).
В разделе «Тазриа» сказано, что этот отвергнутый обществом человек «должен распороть одежды свои, и волосы на голове отрастить, и до уст должен он закутать себя, и кричать: «Нечист, нечист!» Его нечистота заразнее натуральной проказы. Ведь эгоизм и черствость эпидемически распространяются по всем каналам межчеловеческих связей.
Школа злословия
«Да будет это законом о прокаженном…» («Зот тихье торат ха-мецора», 14:2).
Выше уже говорилось, что «негаим», язвы «проказы», описанные в разделах «Тазриа» и «Мецора», это наказание свыше, в первую очередь, за «злую речь». Само слово «мецора», прокаженный, состоит из «моци» и «ра», дословно, «изрыгающий зло» (из своих уст). Под словом «ра» подразумевается, в первую очередь, «лашон ха-ра», злословие, клевета, наговоры, хотя выражение «моци-ра» относится и к другим видам «плохой» речи, таким как ложь и сквернословие.
«Лашон ха-ра» считается таким тяжким грехом, что мудрецы сочли возможным значительно расширить сферу запрета, поставив вокруг нее предохранительные барьеры. Во многих ситуациях нам запрещено говорить не только плохое, но даже и хорошее о человеке, если похвала может спровоцировать негативное замечание собеседника типа: «Вот вы его хвалите, а зря. Недавно он…».
Нельзя также высказывать суждения, которые хотя и не являются осуждающими сами по себе, но могут быть истолкованы отрицательно. Допустим, вы сказали: «У Реувена всегда много гостей». Вы хотели его похвалить, но кое-кто решит, что Реувен любит шумные застолья с выпивкой. Такая форма речи называется «авак лашон ха-ра», пыль злословия, и к ней нельзя прибегать даже с самыми лучшими намерениями.
Мудрый коробейник
На эту тему рассказывают притчу о коробейнике, который пришел в город, где жил рабби Янай, и предложил местным жителям необычный товар — эликсир жизни (дело было в Эрец Исраэль более 17 веков назад). Рабби Янай захотел купить эликсир, но коробейник отказал ему: «Этот состав не для людей такого калибра, как вы, ребе».
Рабби Янай настаивал, и в конце концов коробейник уступил. Он открыл книгу Псалмов и прочел стих: «Кто человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро? Стереги язык свой от зла и уста свои — от лживых слов…» (Книга Псалмов, 34:13-14).
Цитата потрясла мудреца. «Всю свою жизнь, — сказал рабби Янай, — я читал этот стих, и мне в голову не приходило, как широко его значение, пока не пришел этот торговец и не открыл мне глаза».
Но что такого нового сообщил ему коробейник? Рабби Янай считал, что человек получает награду за чистую речь только в Мире грядущем. Ему не приходило в голову, что, избегая греха «лашон ха-ра», можно неплохо «заработать» и в этом бренном мире.
Предлагая «эликсир жизни» — умение владеть своей речью, оберегать ее от злословия, коробейник имел в виду, что такой «эликсир» реально улучшает здоровье и увеличивает продолжительность жизни. Ведь человек, способный следить за своим языком, избегает ссор с другими людьми и редко испытывает ненависть и гнев — те самые чувства, которые особенно пагубно влияют на сердце, часто приводят к тяжелым болезням и преждевременной смерти. Видимо, не случайно, самый «конфликтный» ХХ век привел к распространению сердечно-сосудистых заболеваний, инфарктов и инсультов. Короче, «лашон ха-ра» портит жизнь и ведет к преждевременной смерти, а отсутствие этого греха, наоборот, повышает качество жизни и продлевает ее. Именно об этом поведал рабби Янаю странствующий торговец.
Кроме того, мудрец извлек из встречи с коробейником еще один важный урок. Недостаточно самому избегать злоречия, надо учить этому других людей, нести «эликсир жизни» в массы.
Основатель хасидизма Бааль-шем-Тов говорил: «Если тебе хочется сказать плохое о ком-то — скажи о себе самом; а если ты хочешь сказать хорошее — скажи о Б-ге».
Волшебная
сила слова
Люди злословят в основном по двум причинам. Во-первых, они не придают значения словам, думая, что все сказанное быстро забывается; и во-вторых, принято считать, что слова безвредны, поскольку они неосязаемы, ими нельзя, например, ударить, как сказано в известной русской поговорке: «Хоть горшком назови, только в печку не ставь».
Первый аргумент опровергается мидрашем, в котором сказано, что сам Б-г приставляет к каждому человеку специального ангела, который записывает на «магнитофон» каждое произнесенное им слово, чтобы после его смерти предъявить ему счет.
А по поводу безвредности слов можно привести комментарий к сегодняшнему разделу. По слову коэна решается судьба «прокаженного». Когда «мецора» идет к нему на проверку с явными признаками «проказы», он считается «чистым», пока коэн не произнесет вслух свой диагноз, который звучит как приговор: «Нечист!». И наоборот, уже избавившись от кожных поражений, «мецора» может вернуться к обычной жизни только после того как коэн скажет свое веское слово: «Чист!»