Мода нынче на антиквариат… Расскажу о «ювелире», который пытался восстановить драгоценную древнюю цепочку.
Рав Яков Бейрав родился близ Толедо в 1474 году. Его наставник — раввин Толедо, знаменитый каббалист Ицхак Абуав (1433-1493, не путайте с тёзкой и однофамильцем из 17 века), учился в свою очередь у «Гаона из Кастилии» рава Ицхака Канпантона (ум. 1463). К моменту изгнания евреев и мавров из Испании рав Яков — уже 18-летний знаток Торы. Рав Абуав, возглавивший в 1491 ешиву в Гвадалахаре, во главе делегации из 30 испанских раввинов отправится к королю Португалии — и евреи получат разрешение найти приют в его стране. Рав Абуав умирает в 1493, через 7 месяцев жизни на северо-западе Португалии в Порту; изгнанников возглавит его ученик рав Авраам Закуто, мудрец Торы и знаменитый учёный, придворный астроном короля Мануэла (его астролябию использовали Колумб и Васко де Гама). Но передышка недолга, Мануэл I Португальский желают-с жениться на Изабелле, старшей дочери короля Испании, а условие брака — изгнание евреев и мусульман, то есть «полное очищение» Пиренеев. Не случайно же Фердинанд и Изабелла (мать) заместо «короли трёх религий» приняли титул «католических королей»! И 5 декабря 1496 указ подписан, отсрочка до октября 1497…
Рав Бейрав, другой ближайший ученик каббалиста, не стал дожидаться милостей на Пиренеях и направился из Испании в Марокко, где стал раввином города Фес. В 18 лет! Сперва он обустраивает еврейскую жизнь города, затем отправляется в путешествие, побывав в Египте, Сирии (Халебе и Дамаске) и Израиле (Иерусалиме и Цфате). Везде мудрец выступает перед общинами, учит и решает проблемы, с которыми к нему приходят. Рав Яков — человек активный, он стремится поднять уровень своего народа и, насколько возможно, «заделать проломы» испанского и португальского изгнания.
Но «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Или, в талмудическом преломлении, «тот мудрец, который не хочет стать Машиахом». Рав Бейрав, современник трагедии, надеется восстановить золотую цепь посвящения, уполномочивания (смихи) — идущую от нашего Учителя Моше и прервавшуюся (спорят — в 4, 5 или 11 веках). Участник Испанского изгнания ищет защиту от тысячелетнего Изгнания.
Не зря же мы трижды в день молимся: «возврати судей наших, как прежде»?!.. Рав Яков большую часть времени проводит в Каире, он — член центрального раввинского суда. В Египте мессианские настроения были сильны, традиция интерпретации Закона в большой степени опиралась на авторитет Рамбама, постановившего в 12 веке: «если все раввины Страны Израиля договорятся об этом, они могут восстановить прервавшуюся смиху».
Примерно в 1524 рав Яков отчасти перебрался в Цфат — маленькую галилейскую деревушку, которая вскоре сделается духовным центром вселенной, проводит здесь время между путешествиями. Да, он раввин в Каире, но мечту о восстановлении «цепочки» за пределами Земли Обетованной воплотить нельзя, с этим согласны все законодатели. Рамбам полагает, что довольно единодушия раввинов, живущих в Израиле, Радбаз, главный рав Египта — что необходимо заручиться согласием всех колен, в том числе десяти пропавших (в 1840-х рав Исраэль из Шклова с этой целью отправит на поиски затерянных колен рава Пинхаса Баруха, тот станет врачом короля Йемена и трагически погибнет, не найдя пропавших). Есть и другие мнения, в частности, Радбаз надеялся, что у кого-то из «утраченных» сохранилась передача смихи…
Мессианские настроения жили и среди мудрецов Цфата — места, недавно не имевшего не только «цветника» величайших умов мира, но даже городского раввина. Постепенно рав Яков привлекает на свою сторону знатоков Торы, в том числе великого автора Шулхан Аруха Йосефа Каро. И в 1538 состоялось собрание 25 ведущих раввинов Цфата, постановивших восстановление смихи. Первым посвящён сам рав Бейрав, он посвящает рабби Каро и Мабита (рава Моше Терани). Возможно, также Рамака (рава Моше Кордоверо) и рава Моше Галанти, списки приводят разные (до 10 имён). Дело сделано?
Но — не все условия Рамбама соблюдены. Иерушалаим обезлюдел, после эпидемии второй половины 1520-х здесь нет даже миньяна, ушёл рав Овадья из Бертонуро, теперь «еврейская столица» Страны — Цфат. Однако остался Ральбах, рабби Леви бен Яков, сын и отчасти соавтор собравшего и прокомментировавшего в пятитомнике «Айн Яков» всю агаду Талмуда рабби Якова бен Хабиба. Ральбах готов на всё ради восстановления общины Святого города, он, похоронивший рабби Овадью, даже в эпидемию чумы остаётся в умирающем Иерусалиме. Некогда насильно «крещённый» в Лиссабоне и вернувшийся к открытой жизни еврея, он не разделяет законотворческую позицию рава Бейрава. Как и Радбаз.
Цфатское собрание посылает Ральбаху извещение, что он тоже посвящён, но иерусалимец отвергает честь. Во-первых: он сам и, возможно, ещё некоторые раввины Палестины не приглашены на собрание, а Ральбах понимает позицию Рамбама буквально: «все раввины Земли Израиля», — а не большинство, как считает рав Яков. «Во-вторых» — несколько.
Посвящённые раввины смогут создавать Сангедрины (большой и малый) и судить вопросы штрафов, телесных наказаний и, возможно, жизни и смерти. Мы готовы? Сангедрин устанавливает календарь по показаниям свидетелей — но в 380 году суд Гиллеля Второго освятил его до конца шестого тысячелетия; да и как вы будете извещать евреев, разбросанных по миру, о сроках?
Ещё тонкий момент: одним из мотивов рава Бейрава была помощь насильно крещённым (маранам), возвращающимся к Торе. Есть три греха, на которые еврей не может пойти даже под страхом смерти: убийство, кровосмешение и идолопоклонство. Является ли христианство идолопоклонством для неевреев — спор, но для иудея уж точно. Отступник, получивший по решению уполномоченного суда 39 плетей, искупает грех и прощён небесами… Но, возражает Ральбах, есть лучшее лекарство — полноценное раскаяние, не требующее плётки и смихи. Сам он проступка не совершал: на лиссабонской площади собрались тогда 3000 изгоняемых евреев, король повелел не пускать их на корабли, через несколько дней голодных и измученных пленников окружили священники и принялись брызгать на них «святой водой». Этот цирк, ради восторгов царственных тестя с тёщенькой, и объявлен «крещением». Рав Леви при первой же возможности бежал из Португалии.
Ральбах пишет трактат «Смиха», его спор с равом Бейравом во имя небес продолжается. Конечно, нашлись «добрые люди», отправившие донос турецким властям — эти евреи, без вельможной санкции, вознамерились восстановить свои суды! Рав Яков ссылается в Дамаск, здесь он продолжит заочный спор с Ральбахом о возможности возрождения смихи. Разумеется, и Ральбах жаждал того же, но, по его убеждению, время ещё не пришло…
Историю эту описывают по-разному, граждане подставляют на место реальных мотивов и событий свои проекции и интерпретации, глаголют о «личных конфликтах» и «ущемлённом самолюбии»… Чушь! Да, Б-г этого не захотел — но несомненно, Его награда пришла и к «ювелирам», и к «охранителям».
Рав Бейрав тяжело переживает неудачу проекта. «Мне очень горько, что я не удостоился выполнить эту заповедь — назначить достойных судей, которые могли бы вдохнуть новую жизнь в народ Израиля и возвратить его на Святую Землю. И благому Г-споду ведомо, что все мои намерения были лишь во славу Небес, а не ради собственного величия». Он умирает в 1541, перед смертью получив разрешение вернуться в Цфат, где и похоронен. А судьба прервавшейся (повторно как минимум в 1648 году) смихи до сих пор неясна. Вычеканенный «посвящённым» рабби Каро «Шульхан Арух» принят нашим народом как основной кодекс Закона — не ради ли этого Создатель позволил, пусть и на время, восстановить Цепочку?
Да и еврейская жизнь до и после Цфата 16 века — как говорят в Одессе, «две большие разницы»…
А главное: «споры мудрецов умножают мудрость». В жарких дебатах о Цепочке прояснялся Закон и возрождалась надежда; они трудились для наших, «поступи Машиаха», времён!
Арье, пожалуйста продолжайте наше образование. Спасибо! Это как лучи света проступают из нашей истории и продолжают свою жизнь в нас и для наших потомков!