Как солома

«Кто там?» — спросил Гена, пытаясь разглядеть в глазок стоящего у дверей человека. «Это я», — ответил чей-то голос. Гена чуть приоткрыл дверь…

… По четвергам у нас дома проходили занятия по изучению Торы. Более тридцати человек собирались вокруг длинного стола, во главе которого сидел наш учитель, московский отказник Илья Эссас. Среди гостей были как молодые студенты московских ВУЗов, так и известные еврейские активисты, в том числе и вышедший из тюрьмы Иосиф Бегун. В тот злополучный четверг декабря 1980 года мы отмечали праздник Хануки. Урок, как всегда, начался в семь часов вечера. Илья открыл псалом Давида, с чтения которого начинается встреча Шаббата. 

В половине восьмого раздался звонок в дверь. Я попросил Гену открыть дверь. Он вышел из комнаты, а через несколько мгновений раздался крик. Прятавшиеся милиционеры c силой толкнули дверь, которая отбросила Гену к стене. Квартиру заполонили сотрудники милиции и люди в штатском, «командовавшие парадом».

— На каком основании вы ворвались в квартиру? — начал протестовать юрист Валерий Прохоровский, который защищал отказников и узников Сиона. — Где ордер на обыск или на арест? Вы нарушаете советскую конституцию!

— Забудь о законах, — нагло парировал один гебешник. — Уважай нас как силу!

— Может быть, вы не хотите, чтобы мы собирались? — спросил его Илья Эссас.

— Только попробуйте собраться еще раз, — продолжал он угрожать. — И вы уедете, только не на Ближний Восток, а на Дальний!

— Почему вы угрожаете нам? — спросил я. — Что мы вам сделали?

— Вы создаете эрозию советского общества, разрушаете его единство, — ответил он…

Они не хотели, чтобы мы собирались и говорили о субботе, вере, добре. 

Прошло время, и империя зла, пытавшаяся силой удержать нас в тюрьме народов, развалилась, а накопленное чувство неприязни к Москве создало такие центробежные силы, которые продолжают разбрасывать «братские (в прошлом) республики» и народы все дальше друг от друга, как солому. Почему «как солому»? 

Став свидетелем чуда развержения моря, которое поглотило в своих пучинах тех, кто топил еврейских детей, Моисей запел песнь.

«Воспою Всевышнему, ибо высоко вознесся Он, коня и его всадника вверг Он в море… Колесницы Фараона и войско его вверг Он в море… Пучины покрыли их, погрузились они в бездны, как камень… Величием своим сокрушаешь Ты восставших против Тебя, посылаешь гнев, и он сжигает их, как солому» (Шмот, 15:1, 7).

Почему Моисей сравнивает египтян с соломой?

Величие замысла Всевышнего в том, что не Он карает грешников, а зло, которое те творят, возвращается бумерангом, наказывая их — мера за меру.

Египтяне топили еврейских детей и, бросившись в погоню за евреями, сами утонули в пучинах Красного моря.

Египтяне мучили евреев каторжным трудом, заставляя возводить каменные пирамиды. Потому и «погрузились они в бездны, как камень».

Фараон приказал не давать евреям соломы для изготовления кирпичей, требуя выполнения прежних «строительных норм». Тогда «рассеялся народ по всей земле египетской» в поисках соломы. Потому — «мера за меру»: египтяне были разбросаны по морю, как солома. Фараон издал четыре постановления против евреев в Египте. Сначала он заманил их на тяжелые работы, затем приказал повитухам убивать мальчиков при родах, впоследствии постановил топить уже рожденных еврейских мальчиков и в конце концов решил не давать евреям больше соломы для изготовления кирпичей. «Пусть сами собирают себе солому, — заявил он. — Пусть тяготеет работа над этими людьми… чтобы не увлекались они словами лжи». Именно четвертое постановление Фараона сокрушило волю евреев, которые обратились с упреком к Моисею и Аарону: «Да увидит Всевышний и осудит вас за то, что… вы дали им меч в руку, чтобы убить нас!»

И обратился Моисей ко Всевышнему: «Почему Ты сделал такое зло этому народу, зачем послал Ты меня?» Тогда обещал Всевышний вызволить евреев из Египта. Четвертое постановление Фараона причиняло евреям не только физические страдания, оно было направлено против самого существования еврейского народа.

Еще до получения Торы потомки Авраама соблюдали Шаббат. Даже в Египте евреи собирались вместе по субботам и читали «Книгу Освобождения». В ней передавалась традиция, шедшая от праотца Авраама: Всевышний обещал первому еврею, что его потомки вырвутся из египетского рабства на свободу.

Эти субботние собрания помогали евреям хранить веру в освобождение и укрепляли единство народа.

Фараон отнял у евреев солому, чтобы лишить их возможности собираться по субботам. «Пусть тяготеет работа над этими людьми каждый день, включая субботу, когда они ленятся работать», — постановил Фараон. Все это для того, чтобы евреи «не увлекались словами лжи», не могли, собравшись вместе, читать «Книгу Освобождения», укрепляя веру в избавление от рабства.

Фараон хотел разрушить единство нашего народа. Его постановление действительно привело к тому, что «рассеялся народ по всей земле египетской» в поисках соломы. Это пророческий символ всех будущих рассеяний и изгнаний, которые суждено пережить евреям. Потому-то мера за меру — сами египтяне были рассеяны, как солома.

Эта история является предупреждением тем, кто хочет сломить веру или рассеять народ. Карательные органы советской империи не учли, что наказание возвращается бумерангом. Ибо те, кто стремятся уничтожить других, сами погибнут. Это место Торы напоминает о том, как и сегодня нам важно хранить веру и крепить единство. 

Художник Алекс ЛЕВИН

ArtLevin.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора