Вставший за правду

Рисунок21

Для разнообразия расскажу о живущем. Рав Берел Вайн родился в 1934 в Чикаго в семье рава Зива Вайна. Они — продолжатели длинной череды литовских раввинов. Рав Зев давно сюда перебрался и с 1870-х руководил чикагской общиной. До 7 класса Берел занимался в городской школе, в Иллинойсе еврейских школ ещё не было. Раввинского рукоположения он удостоился в Еврейском Теологическом колледже в Скоки, основанном отцом его матери равом Хаим-Цви Рубинштейном. Параллельно получил степень бакалавра в Университете Рузвельта и затем диплом юриста в католическом университете Де-Поля в Чикаго. Несколько лет проработал адвокатом в родном городе. В 1955 женится на Йохевед Левиной — ровеснице, перед самой войной привезённой из Литвы. Её отец рав Элиэзер Левин больше 60 лет возглавлял общину Дом молитвы Эмануэль и годами раввинский совет Большого Детройта.

Молодые поселились в Чикаго, где у них родилось четверо детей. В 1964 рава Вайна пригласили в Майями-Бич, до 1972 он вёл общину Дом Израиля. В 1972 переехал в Нью-Йорк, стал вице-президентом Ортодокс Юнион и до 1977 руководил его системой кашрута, самой большой в Америке. В 1977 создал в общину Дом Израиля, тогда же открыл в Рокленде ешиву, через некоторое время она перебралась в синагогу его общины — и до переезда в 1997 в Иерусалим рав Вайн руководил и общиной, и ешивой. Затем общину и ешиву приняли на плечи сын, рав Хаим-Цви Вайн, и его друг рав Мордехай Вольмарк.

Рав Берел очень социально активен: в приближении к Торе далёких от неё, в историческом просвещении самой религиозной общины и, конечно, в воспитании и образовании молодёжи. Всю жизнь раввин связан с различными направлениями ортодоксального иудаизма — харедим, модерн ортодокс, хасидами… Сейчас он живёт в иерусалимском районе Рехавия, руководит общиной Бейт А-нес, читает лекции в ешиве Ор Самеах (преимущественно для англоговорящих студентов), выступает перед разными аудиториями в Израиле и диаспоре; соавтор двух фильмов, написал 12 книг и создал сотни аудиодисков. С 1999 ведёт еженедельную колонку в Джерусалем пост. В 2006 потерял жену и через некоторое время женился вновь. Сейчас раву Берелу под 90, слухи о снижении его активности до меня не долетали.

Всё это лишь анкета: «родился, женился, работает…». Почему я о нём пишу? Он — глубокий знаток Торы, но есть и другие в нашем поколении. Энтузиаст — да, и тоже не единственный. Но рав, постигнув, насколько страшна ловушка искажений истории, взялся восстановить правду.

Стоят у меня на полке несколько его книг по истории еврейского народа, переведённые на русский моим другом равом Гедальей Спинаделем. Рав Вайн соединяет звенья «распавшейся связи времён». Давайте передадим ему слово. Человек, славящийся точностью формулировок, блестящий стилист (в 1992 вышла книга почти в 300 страниц: Vintage Wein, Остроумие и мудрость, лучшие анекдоты и пассажи раввина Берла) — лучше разъяснит свою мысль.

«Последние 150 лет отмечены двумя событиями, которые разорвали цепь преемственности, выдержавшую в течение веков бесчисленные попытки её разрушить. Первым был революционный дух марксизма, секуляризма и национализма, промчавшийся по еврейской улице в конце XIX века и почти истребивший на ней молодые лица и голоса. Этот дух был столь силён и столь широко распространён, что не обошёл своим вниманием практически ни одну еврейскую семью, подтолкнув молодое поколение к яростной конфронтации с поколениями предшествующими. Этот новый дух еврейского активизма и утопизма привёл к массовому бегству от соблюдения еврейской традиции и замены традиционного еврейского мышления и позиций на чуждые нам ценности. Разрыв, который причинил материи еврейской преемственности этот революционный дух, трагически показавший себя нереалистичным и разрушительным, ощущается в израильском обществе и сегодня. 

Вторым бедствием, которое обрушилось на еврейский мир и разрушило цепь нашей преемственности, был Холокост — Катастрофа европейского еврейства — и, как её результат, пережитая еврейским обществом травма. Помимо того, что были практически полностью уничтожены два поколения и миллионы выживших евреев не имеют ни бабушек, ни дедушек, ни прочих старших родственников, Холокост сделал невозможными все наши попытки восстановления прошлого. Ортодоксальное еврейство сотворило себе фантастическую картину европейского еврейства в прошлом, выдумало мир, который не существовал в 30-е годы. Сочинив этот выдуманный мир никогда не существовавших сладости, единства и благочестия, мы закрыли себе путь реального восстановления связи с ушедшими поколениями. Ибо они никогда не были такими, какими рисуют их сегодня наши фантазии.

AmIsraelХолокост сильно повредил также связи поколений внутри светского еврейского сообщества. Там не осталось никого, кто мог бы встать и признать ошибки ушедших поколений еврейских революционеров. Нет того деда, который рассказал бы своим внукам, что марксизм обанкротился задолго до развала Советского Союза. И секулярное еврейское культурное и социальное наследие, которое вопреки всем декларациям было пропитано еврейскими ценностями и духом еврейской традиции, почти не имеет сегодня ни живых учителей, ни ролевых моделей для нового поколения израильтян. Поэтому это поколение кормится западной культурой со всей её поверхностной роскошью и глубоко укорененным противоречием культуре еврейской. Результаты этой подмены ценностей и культуры очевидны для каждого, кто вглядывается в современное израильское общество. В сефардской общине потрясение принудительной иммиграции и крушения авторитета старшего поколения, явившееся следствием принудительной секуляризации в Израиле, также разрушило семейные связи между поколениями. Они, однако, пострадали в этом плане в меньшей степени, чем их ашкеназские братья. Тем не менее и они оказались не в состоянии раскрыть широкому израильскому обществу свой опыт познания истинного лица ислама и той борьбы за существование, которую, как сегодня ясно многим, мы здесь ведём.»

«Разрыв связи поколений сильно повредил всем нам. Гораздо больнее изучать горькие уроки истории на собственной шкуре, чем внимать опытным наставникам. Но у нас нет другого выхода: мы должны будем восстановить связь поколений в еврейском обществе, даже если пока это коснётся только нас самих. Только поколения, которые взаимодействуют друг с другом, могут создать значимую еврейскую преемственность. Еврейский мир изобилует историями, притчами и легендами об ушедших поколениях, бóльшая часть которых выдумана или в лучшем случае неточна. Поэтому многие искривления в современном еврейском религиозном обществе являются продуктом отсутствия истинной преемственности поколений. Очень трудно точно восстановить прошлое, если мы желаем приспособить его к принятым сегодня политическим и социальным нормам.»

Иначе говоря, задача историка — очистить, превратить «политику, опрокинутую в прошлое» (Е. Тарле) — в живую и значимую для тебя недавнюю и потому неоконченную реальность. Как формулирует рав: «еврейская история — это наше зеркало заднего вида». Книгу Судей рав Берел называет «сегодняшней газетой» — и, выделяя сквозные, архетипические связи, он легче интерпретирует и вероятней предугадывает события.

Рав преподаёт историю в ключе: «Я не рассказываю тебе о древних событиях, я рассказываю о тебе». Ибо: «Если человек ощущает себя частицей исторического процесса, история для него — интереснейшая наука.»

Осознав беду, раввин-юрист из Чикаго становится великолепным учёным (можно представить, скольких трудов это потребовало). Берётся за обломки цепочек — и сочленяет их, объединяя ясный взгляд мудреца Торы с горами фактов и исторических концепций. Например, сегодняшние апокалиптическая паника и бунты проигравших выборы в Израиле — куда понятней под историческим микроскопом…

Только что ушедший от нас рав Элазар Нездатный, благословенной памяти, тоже вгрызался в историю и сочленял её звенья. Ведь если встали разрушители, должны появиться и врачи, не так ли?

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 4,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора