Одно, согласно легенде, шмякнулось на Ньютона, разъяснив закон всемирного тяготения. А какие законы «открывают» наши «яблочки», дети и внуки? Поищем ответ в отрывке, где Яков, прощаясь, благословляет потомство. Мы ведь по сей день желаем сыновьям: «Да благословит тебя Г-сподь, как Эфраима и Менаше!»
В Торе очередная путаница. Ещё до общего собрания сыновей Исраэль приглашает премьер-министра Йосефа с двумя своими внуками, благословляет и передаёт ему первородство от Реувена. Больше того, фактически он поручает 11-му сыну возглавить после своей смерти семейство! Фараон, вручая Йосефу государственную печать, объявил: «Только троном я буду выше тебя». Так в Египте, но Яков передаст ему иное царствование, Трон, выше которого нет, ведь сказали мудрецы: «Образ праотца Якова высечен у подножия Трона Славы».
Из комнаты Йосеф «вышел с сияющим лицом, и братья позавидовали его праведности» («завистью книжников», утраивающей усилия в учёбе). И что же? Благословил-то отец не Йосефа, а его детей (личное благословение будет дано ему в общем ряду, 11-м, строго по старшинству — правда, долгое и возвышенное)! Хуже — отныне имя Йосефа вообще исчезает, потомков зовут: колена Эфраима и Менаше! Чему тут радоваться да завидовать?
Оказывается, милость человеку — благословение его потомков! Их возвышение — это и есть его возвышение. Нам, росшим в демагогии якобы «коллективизма», лишь слегка маскировавшей настырный эгоцентрический дух, сиё неочевидно. Мы пришли из общества низкой рождаемости, где родителей пугало библейское: детей будешь рожать (и растить) в трудностях, — и отпрысков многие ощущали скорее как создателей проблем, чем источниками радости и жизненного смысла.
Что включено в благословение внуков? Б-г, перед которым ходили мои отцы.., Б-г, пасший меня от рождения и доныне, ангел, спасавший меня от всякого зла, да благословит этих юношей, чтобы нареклось на них имя моё и имя моих отцов и чтобы размножились они как рыбы.
Мудрецы показывают, как текст включает благословения всех десяти сфирот, основных проявлений Б-жественной Воли в мире. Выделим только пожелание, чтобы родители (и деды) не устыдились, а гордились праведными и талантливыми детьми, продолжающими лучшие их деяния. Чтобы совершали они выбор, опираясь на моральный закон. Удачу в лёгкие времена и поддержку в годы бедствий. Защиту от дурного влияния, дурного глаза, индивидуальное Провидение в судьбе, и чтобы случались с ними чудеса. Чтобы нашли они достойных спутниц жизни, не было ущерба в их потомках, расплодилось их множество, и они дружили между собой (когда Яков будет благословлять сыновей, он скажет: «Соберитесь вместе и я поведаю вам, что будет в конце времён…» Конец времени испытаний приходит, когда братья собираются вместе). Мощь и величие на Святой Земле и стойкость держаться за правду за её пределами…
Вспомните, после потопа Ноах проклял за преступление Хама его сына Кнаана: «Раб рабов будет он у братьев своих!» Его моральный и практический выбор весьма ограничен, и он не сможет направлять других. Не так у внуков Якова: они (в условиях Высшего благоприятствования) будут лично отвечать за свою жизнь и смогут нести свет другим. Их свобода столь велика, что Йешуа бин Нун, потомок Эфраима, остановит Солнце и Луну и тем прославит чудеса Владыки перед всем человечеством!
Мудрецы из сопоставления текстов выводят неожиданную закономерность: благословение Якова начинается (лингвистически и логически) там, где завершилось благословение Ицхака ему самому, благословение Моше (в конце Торы) начинается с того, чем кончил Яков, а книга тегилим, псалмов Давида — тем же, чем закончил Моше. Так, передачей и обновлением воплощается сказанное Аврааму: «И ты будешь благословением». Не зря поумневшие страны, как нынешняя Германия и Америка, приглашают и пока привечают его потомков…
«Не может отец спасти сына от Геинома, но может сын отца». Если отец научил его держаться за святую нить, сумел передать ему свои открытия и помог развить творческую индивидуальность, чтобы его благословения миру начинались там, где закончились отцовские. Тогда «счастлива родившая его!», благо для ребёнка есть награда его родителям, и он сам — стал благословением. Согласитесь, Тора опять даёт нам простой и очень практичный урок!