Михоэлс и менделе мойхер-сфорим

90 лет назад, в декабре 1917 года в Одессе умер выдающийся еврейский писатель — основоположник новой еврейской классической литературы, раввин и общественный деятель Менделе Мойхер-Сфорим (в Краткой еврейской энциклопедии — Менделе Мохер-Сфарим).

Мы не знаем, была естественной смерть старого человека, возможно, он стал жертвой одного из бесчисленных погромов тех лет. Известно лишь, что писатель ушел из жизни в конце года во время революционных беспорядков, когда в Одессе был полнейший беспредел.

Дочь Михоэлса Наталия Вовси-Михоэлс в своих воспоминаниях «Мой отец Соломон Михоэлс» (Тель-Авив, 1984 г., с. 242-243 сообщила о событии 29 декабря 1947 года, которое в биографии великого артиста и общественного деятеля обычно не упоминают:

«В конце 1947 года произошло одно серьезное событие, которому, по недомыслию, мы не придали должного значения. В Москве, в зале Политехнического музея отмечалась юбилейная дата «дедушки» еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфорима. Зал был набит до отказа. Со вступительным словом выступил Михоэлс, после чего они с Зускиным сыграли отрывок из «Путешествия Вениамина».

Свое выступление Михоэлс начал так:

— Вениамин, отправившись на поиски Земли Обетованной, спрашивает встреченного по пути крестьянина: «Куды дорога на Эрец-Исроел?»

И вот недавно с трибуны Организации Объединенных Наций, товарищ Громыко дал нам ответ на этот вопрос.

Б-же, что произошло с залом в ответ на этот неприкрытый призыв Михоэлса! Раздался буквально шквал рукоплесканий….

Назавтра, за два дня до Нового сорок восьмого года, отец поехал на радио прослушать запись своего выступления. Вернулся он встревоженный: запись оказалась размагниченной. «Это плохой признак», — сказал он мне по-еврейски.

Меня удивило, зачем он вообще поехал на радио, ведь обычно его нельзя было даже заставить отредактировать стенограмму, присланную на дом. Но отец знал, что это выступление ему даром не пройдет, и хотел лишь окончательно убедиться в своем предположении. Видимо, это была последняя капля в деле Михоэлса. Через неделю он был командирован в Минск, откуда уже не вернулся».

Через 60 лет после трагических событий, с необыкновенной жестокостью оборвавших жизнь великого еврейского артиста и общественного деятеля, можно по-разному комментировать случившееся.

Сегодня мы знаем, что судьба Еврейского антифашистского комитета, который возглавлял Соломон Михоэлс, была предопределена Сталиным и его прихвостнями. С помощью подслушивающих устройств и по доносам, Сталину и его камарилье были известны высказывания членов ЕАК об антисемитизме, царящем в военной верхушке и среди высших кремлевских партийных чиновников. Уже одно это не оставляло членам ЕАК шансов на выживание. Кроме того, многие евреи страны были уверены, что ЕАК представляет их перед руководством страны. Они обращались в Комитет с искренними письмами о безобразиях, творимых в стране, и просили о помощи. А Михоэлс считал своим долгом донести до Сталина и его окружения ситуацию в стране и помочь обиженным. Но Сталин не считал ЕАК органом, представляющим евреев СССР, и не собирался давать ему это право. Кремлевскому тирану ЕАК нужен был лишь для представительских целей за рубежом. Короче говоря, в антисемитском угаре военных и первых послевоенных лет Сталин осуществлял уничтожение еврейской интеллектуальной элиты. Великий Михоэлс оказался одним из первых в зловещей очереди на уничтожение. Вечная ему память!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора