Собирая материал о выдающемся раввине Арье Каплане (23 октября, 14 Хешвана 1934 — 28 января, 14 Швата 1983), я обратил внимания на странные совпадения. День рождения 14 Хешвана — это «Пурим Эдом»: флот испанского короля Карла V, в случае захвата которым крепости Алжир евреев ждали крещение или смерть, потоплен внезапной бурей (1541). А день ухода 14 Швата — это годовщина установления на 12 Толедском соборе (681) «28 (14 +14) законов против евреев». Вестготы, правившие тогда Испанией, проводили политику насильственной ассимиляции евреев — в наши же дни рав Арье был тем, кто сильно повлиял на возвращение к Торе ассимилированных собратьев. Сама цифра 14 — гематрия слова «яд» (рука) — намёк на Руку в его судьбе.
Ещё одно пересечение: однофамилец, выдающийся раввин Авром-Элиягу Каплан (1890-1924), принёсший из Литвы в Западную Европу движение «Мусар» (Этика), внезапно умирает в 34 года — как и его выдающийся отец, близкий друг Хафец-Хаима, тоже рав Авром-Элияу, покинувший нас за месяцы до рождения сына. Каплан-младший, как и наш герой, искал сферы соприкосновения мировой истории, современной науки и еврейской Традиции, дарил новую жизнь сложным религиозно-философским концепциям, соединял классическое изучение Талмуда с Мусаром и хасидизмом, писал стихи и философские работы. Но комментарий на Талмуд остановился на введении… Сложно ли предположить, что родившийся через 10 лет после ухода однофамильца Арье Каплан связан с его душой и получил (до своей внезапной смерти) дополнительные 14 лет, дабы успеть опубликовать плоды изысканий? Снова 14…
Ещё одно скрещение — с Мордехаем Капланом, о котором я только что писал. И Мордехай, и Арье Капланы занимались объединением Торы и современной жизни. Но Мордехай, сын раввина, искал это единство на поле западной культуры — и отдалился от Торы; а Арье-Моше-Элияу — точнее Леонард-Мартин, как он назван при рождении, появившийся на свет в нерелигиозной семье, учившийся в государственной школе и выгнанный из неё — стал серьёзным учёным-физиком и нашёл единство с наукой в пространстве Торы. Оба Каплана умерли от сердечного приступа — только Мордехай в 102 года, а Арье в 48…
Наш герой родился в Бронксе в семье Шмуэля и Фанни Каплан, потомков сефардских выходцев из Салоник. Отношения с Торой у семьи были весьма поверхностными, что-то держалось лишь по привычке. Лен — так его называли — ходил в местную школу, пока за хулиганство не выгнали, и дальше рос «уличным мальчишкой».
31 декабря 1947 года умирает мать — и 13-летний мальчик начинает читать по ней кадиш. Первый же день в миньяне становится переломным — к нему, увидев, что гость «не отсюда» — без тфиллина и сидура — подошёл помочь 14-летний клозенбургский хасид Ханох Розенберг. Ребята подружились и тут же сам Ханох и его братья и сёстры приняли учить Лена ивриту, законам, Хумашу… Шпанёнок схватывал всё на лету, а к языкам имел настоящий талант. Лен-Арье отныне решил изучать «еврейские науки» серьёзно и в 15 принят в бруклинскую ешиву «Тора вадаас» (Тора и знание). Тем более, что сёстры его, Сандра и Барбара, отправлены в приёмную семью и «уличный мальчишка» предоставлен самому себе. Через 3 года его, среди нескольких лучших учеников, отправляют в Лос-Анжелес — поднимать открывающуюся ешиву «Ор (свет) Эльханан». Следующий шаг — несколько лет в ешиве «Мир» в Иерусалиме, где Арье получает раввинское посвящение (смиху) от выдающихся раввинов Элиэзера-Йеуды Финкеля и Ицхака Герцога. В конце 50-х возвращение в Америку, преподавание сперва в Ричмонде (Вирджиния), затем в Бронксе; следом отправляется в Луисвилл (Кентукки), где преподаёт в «Академии Элияу» и учится в местном университете. 1961 — бакалавр, 13 июня женитьба на Тоби Гольдштейн — у пары родилось 9 детей. Переезд в Хяттсвил (Мэриленд), местный университет (магистр с 1963) и работа научным сотрудником в отделе механики жидкостей Национального бюро стандартов — рав Арье стал самым молодым физиком страны на госслужбе. Статьи, исследования в области магнитогидродинамики…
Как вдруг он оставляет службу и переквалифицируется в раввины. И снова калейдоскоп, причём, что поразительно, консервативных синагог (антитезис: Мордехай Каплан, выпускник консервативной семинарии, руководит ортодоксальной общиной, а рав Арье, настоящий раввин, возглавляет консервативные общины!). 1965-66 — Мейсон-Сити, Айова, 1966-67 — Блоунтсвил, Теннеси, 1967-69 — Дувр, Нью-Джерси, 1969-71 — Олбани, Нью-Йорк. Словно ознакомительная экскурсия по американским городам. Причём рав Арье был человеком с широким и свободным сознанием, мягким, ненавязчивым и «тёплым», легко сходился с людьми и — невероятно работящим. Таких не прогоняют. Но словно бы Творец «экскурсией» готовил его к будущей роли: лидера движения «хозрей тшува», возвращающихся к Торе, и снабжал материалом для будущих книг. Их создано 47 — на единицу меньше, чем лет жизни (помните советское командировочное: день приезда и день отъезда — за один день?). Впрочем, учитывая многотомность, называют и большие цифры.
Новый поворот — в 1971 он переезжает в Бруклин, оставляет раввинство и берётся за перо. Побывал редактором, переводчиком, издателем, консультантом… А главное — автором. Его литературная деятельность продолжалась 12 лет, но список трудов превосходит воображение. Многие из них только подготовлены, но изданы после смерти автора или переводчика. 45-томная (!) Энциклопедия мидрашей и толкований Торы «Меам лоэз», переводимая с еврейско-испанского языка ладино — недавний хулиганчик из Бронкса главный переводчик! 2-х томный «Справочник еврейской мысли», анализирующий наиболее фундаментальные проблемы, с которыми сталкиваются люди Торы, и разнообразие подходов к ним. Несколько книг по мистике, в частности, перевод и комментарий книги «Бахир» (Сияние) — древнейшей книги по каббале; анализ таинственных намёков и предсказаний библейской «Книги Даниэля»… Книги по еврейской медитации, анализы разнообразных заповедей, принципов семейной чистоты, отношений с другими религиозными и культурными традициями, связь Торы с современной наукой, переводы и разбор трудов классиков хасидизма, в частности рабби Нахмана из Брацлава… Всего не перечислишь.
Наиболее популярной работой рава Арье, которую можно найти практически в любой англоязычной синагоге или ешиве, остаётся «Живая Тора». Это — труд современного учёного, глубоко погружённого в еврейскую Традицию и применяющего научный аппарат для постижения и разъяснения вечной Книги. Подчёркиваю — здесь не «библейская критика», обычно составляемая самоуверенными малограмотными людьми с целью «опровергнуть» и покрасоваться своим умом — это истинный и искренний анализ. Книга полна сносок, указателей и диаграмм, демонстрирует географические контуры событий, животных, растения, параллельные исторические коллизии…
Рав Арье Каплан обладал удивительной способностью быстро входить в любую тему и выражать её сложнейшие понятия лёгким и доступным языком. Он никогда не назидает, не давит учёностью — он с тобой говорит, мягко и по дружески. Его путешествия по городам, наукам и общинам, раввинская деятельность с людьми, не всё в его образе жизни готовыми принять, на Руси назвали бы «хождением в народ». Ступени пути от бронксского шкодника до каббалиста и философа тоже подарили широту сознания и научили языку, понятному самым разным людям. Очень многие обязаны ему возвращением к основе жизни, к своим корням. Выглядит так, словно Маршал отправил солдата на Землю с миссией к заблудшим и пленным — и вела его по жизни Рука (гематрией 14) от четырнадцати до четырнадцати. Почему забрали небеса так рано и так внезапно? Может быть, он выполнил всё возложенное? Или в духовном рвении был близок к тому, чтобы раскрыть множеству людей нечто, что небеса считали преждевременным? Нет ответа…