Пардон, а где же ещё? Да где угодно, друзья, в настроениях, страхах, привычках… Мы вообще редко непредвзято смотрим вокруг, а уж предвидеть и направлять будущее… Рассмотрим очередной «детектив» из недельной главы Торы и попробуем понять, что такое истинная мудрость. Поучимся отличать её от подделок.
Преступного раба Йосефа после 12 лет тюрьмы вызывают к царю — о его талантах в интерпретации снов прослышали. Йосеф истолковывает сновидения и даёт непрошеный совет как уберечься от будущего голода. Но самое странное дальше: И понравилось это Фараону и всем (!) рабам его (сановникам)… И сказал фараон Йосефу: «Так как Б-г известил тебе всё это, нет мудрого и разумного как ты; ты будешь над домом моим, и по слову твоему управляться будет весь народ мой…»
Из раба, которому по закону запрещалось давать государственную должность, Йосеф в минуту делается премьер-министром! «При всеобщем народном одобрении» (прямь Нерушимый)! Что бы я сказал на том заседании? «Уважаемый царь, он, конечно, толковый человек и пророк — но невыдержан, лезет с рекомендациями, власть такому давать нельзя. Предлагаю сделать его советником секретаря по сельскому хозяйству!».
И наших мудрецов поведение раба беспокоит, одно из объяснений: совет о создании всесоюзной системы зернохранилищ был частью Фараонова сна, пророк просто пересказал приснившееся. Или: Фараону во сне открылось, что в годы богатства и голода он будет как бы «спать», всю реальную управленческую деятельность поручив тому, кто сон разгадает («царствуй, лёжа на боку!»)
Что столь восхитило египтян, что они нарушили законы? Говорят мудрецы, до Йосефа у людей не было идеи прогнозировать будущее и разумно им управлять! И аборигены поняли, что только человек с таким ясным, спокойным и деловым отношением к грядущим бедствиям может спасти от них страну. Звучит странно, ведь Египет был изрыт каналами, по которым вода Великой Реки орошала поля при перебоях с дождём, а предсказания по звёздам считались фирменным знаком местных астрологов!
Кстати, можно ли сказать, что мы сегодня умеем действовать в грядущем? И почему психологи и рекламные агенты полагают, что человек — существо по преимуществу импульсивное и управляют им чаще желания и привычки, чем беспристрастный разум?
Что особенного в Йосефе? Он — не эгоист! И потому: «мудрый видит конец дела у начала его». Обратите внимание: речь о поступке, сейчас совершаемом! В системе водных каналов и пенсионного налога есть, конечно, некоторое «общественное предвидение», подготовка к вероятным проблемам и ситуациям — но наугад. Кто сказал, что я доживу до пенсии? И в этой стране, и деньги не обесценятся?.. А если в Египте изменится климат (после «десяти казней»)? Фактически мы успокаиваем себя, уменьшаем страх за будущее, которым не очень-то управляем. Такой страх — типичный случай хорошо известного в психологии «страха потери контроля». Мы просто избавляемся от необходимости о будущем думать!
Человек непредвзятый действует иначе. Его провидение базируется на знании общих законов бытия и понимании главных ценностей «в режиме реального времени». Он знает, что «в этом мире человек получает пропитание из Милости, а в мире вечном — по заслугам, мера-за-меру». Что «этот мир — коридор, им надо достойно пройти, чтобы попасть в зал». И потому Б-г открывает ему Свои пути.
Где Йосеф прав и в чём ошибся? Он сберёг Египет и сопряжённые страны от голодной смерти, накопил огромные богатства и фактически скупил страну для Фараона, усилив центральную власть (потом гордый Фараон спорил с Б-гом и довёл страну до разгрома!). «Заманил» братьев, всю семью во «всемирную житницу». Но зерна-то собрано с избытком (в конце второго года голода Яаков благословил Фараона — и голод прекратился)!
В чём же Йосеф абсолютно преуспел? В блестяще разыгранной многоэтапной игре, которой он подвёл братьев к раскаянию! И с этого момента началось превращение семьи праведников в святой народ…
Урок прост: истинно предвидящий — это не тот, кто разбогател, выучил йогу и дал профессии детям. Но — лишь если на вопрос «Есть ли Б-г и есть ли жизнь после смерти?» он не ответит: «Помрём — тогда узнаем». Ибо будущее делается сейчас, и труд его — искусство выбирать главное. И этим главным жить.