Рифмовать он стал раньше, чем читать

Современники высоко ценили этого талантливого писателя. Шутки, афоризмы, эпиграммы Александра Раскина мгновенно разлетались по стране, их передавали из уст в уста, и они нередко становились фольклором.

Раскин работал во всех юмористических жанрах. Из-под его пера выходили пародии и басни, афоризмы и эпиграммы, фельетоны, скетчи, юморески. Кроме того, он писал веселые пьесы и киносценарии. Наверное, всем известен знаменитый фильм «Весна» с Л. Орловой, Ф. Раневской и Н. Черкасовым в главных ролях. Но мало кому известно, что сценарий фильма написал Александр Раскин со своим другом Морисом Слободским.

Для своих любимых дочек он написал книгу «Как папа был маленьким». Она стала заметным вкладом в литературу для детей. Эта небольшая книжка переведена на многие иностранные языки.

За что бы ни брался Раскин, он во всем добивался серьезного успеха. И все же был у него «конек» — любимый жанр, в котором он был непревзойден. Это жанр пародии. Его в шутку именовали «международным гроссмейстером» этого жанра.

Однажды в «Литературной газете» известный поэт-юморист Яков Костюковский назвал десятку лучших пародистов во всей истории русской литературы. Вот как она выглядит: А. Сумароков, А. Пушкин, Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, Н. Добролюбов, Д. Минаев, А. Чехов, А. Архангельский и А. Раскин. Что и говорить, в таком ряду стоять не стыдно.

Раскин-пародист — не просто насмешник, придравшийся к слабой строке того или иного поэта. Он зачастую выступает как тонкий доброжелательный критик, указывающий автору на недостатки, которые тот порой сам даже не замечает. И бывает, что в нескольких строчках пародии или эпиграммы добивается большего эффекта, чем профессиональные критики в длинных статьях. Вот, к примеру, эпиграмма на Евгения Долматовского, с исключительной точностью охарактеризовавшая его творческий метод:

«Поэму выткал ты, и пряжи

Вполне хватило для холста:

Поэма так длинна, что даже

В ней есть удачные места».

Список тех, кого Раскин «запечатлел» в своих эпиграммах и пародиях, необозрим. Это писатели и поэты, артисты и художники, композиторы и исполнители. У каждого он смог разглядеть черточку, характерную только для него, и благодаря этому добивался выпуклого, узнаваемого изображения своего героя. Всего две поэтических строки написал он о Дмитрии Шостаковиче. И эти строки стали визитной карточкой великого композитора:

«О Шостаковиче не может быть двух мнений:

Как говорят — обыкновенный гений».

Раскин любил и умел восхищаться людьми, находить в них хорошее, светлое. Даже если его мнение шло иногда вразрез с официальным. В Викторе Некрасове он сразу увидел незаурядного писателя с большим будущим и посвятил ему такую эпиграмму:

«Про него пустили анекдот:

Дескать, он Некрасов, да не тот…

Но Некрасов — человек упрямый,

И теперь все говорят: «Тот самый!»

Некоторых популярных в свое время деятелей культуры давно забыли бы, не стань они персонажами раскиновских пародий. Ну кто, скажите, помнит сейчас создателя «глубокомысленной» лирики, певца Павлика Морозова поэта Степана Щипачева. А вот пародию на него под названием «Философемы» помнят и даже исполняют. Пару раз слышал ее в популярной «Смехопанораме», читали ее и по радио. Разве забудешь такие блестящие пародийные строчки:

«Тот двух любил, а этот трех,

А этот даже четырех.

А я любил всегда одну —

Свою законную жену.

Мой милый друг, чем ты старее,

Тем ты мне нравишься скорее».

Драматург Анатолий Сафронов писал чрезвычайно слабые пьесы, но мнил себя великим комедиографом, сравнивая свое творчество с творчеством самого Островского. О нем давно уже забыли, но эпиграмма, которой пригвоздил его Раскин, живет:

«Названье обольщает

Но пьеса не прельстит,

И «Сердце не прощает»,

И зритель не простит».

Но однажды и на самого Раскина была написана эпиграмма, автором которой был один из его учеников харьковский юморист Житницкий. Рассказывая о Раскине, ее нельзя не процитировать:

«Хотел бы написать стихи я

Безукоризненно плохие,

Чтоб Раскин написал пародию,

Чтоб популярен стал в народе я».

Четыре строчки веселой, дружеской эпиграммы. Но мы узнаем из них, какой вес, какое значение, какое влияние имел пародист, если поэты (да и прозаики тоже) почитали за честь попасть на его острое перо. Одно это гарантировало успех у читателей. Если уж сам Раскин заинтересовался тем или иным поэтом и отметил его пародией, то его, пожалуй, стоит прочитать. Не случайно поэты сами присылали ему свои книги, надеясь на пародию, ну, в крайнем случае, на эпиграмму.

===

В городе Хайфе много лет жила известная собирательница еврейского фольклора, тонкий знаток и ценитель юмора, писательница и переводчик Глория Раскина (сейчас она живет в пригороде Чикаго). Я не мог не спросить ее:

— Фамилия у вас такая знаменитая. Скажите, не доводится ли вам родственником Александр Раскин?

И Глория с гордостью ответила:

— Это мой брат. Спасибо за память о нем, я думала, его имени уже никто не знает. Он был не только замечательным юмористом, но и прекрасным человеком, которого искренне любили все, кто знал.

— Каким он был в жизни, в быту? Расскажите.

— Он был моим сводным братом — общий отец, разные мамы. Разница в возрасте была велика: более двадцати лет. Так что помню я его только взрослым, уже семейным человеком. Родные и друзья называли его просто Шура. Он был необыкновенно добрым, заботливым, веселым и в то же время очень обидчивым, легко ранимым человеком. Заботился он обо всех: и о своих домашних, и о друзьях, а нередко о совсем незнакомых, посторонних людях, которым нужна была помощь. О детстве Шуры я знаю в основном по рассказам отца и среднего брата Виталия, с которым, несмотря разницу в возрасте, мы были очень дружны.

Тяга к юмору у Раскиных, видимо, семейная черта. Отец пародиста Борис Раскин был необыкновенно веселым, разносторонне одаренным человеком. Он буквально сыпал еврейскими анекдотами и цитатами из Шолом-Алейхема, которого знал наизусть. Много лет он проработал в цирке… ветеринарным врачом. Эта профессия очень ценилась у циркового народа, и Борис Раскин был своим в артистических кругах, хорошо знал многих мастеров этого прекрасного искусства. Цирковой артист, как известно, за словом в карман не лезет, и ветврач был им подстать.

По всей видимости, гены, переданные им своим детям, были насквозь пронизаны юмором. Не случайно Александр и Глория стали профессиональными юмористами, а еще один сын, Виталий, несмотря на диплом инженера, тоже знал толк в хорошей шутке.

Рифмовать маленький Шура начал рано, даже раньше, чем научился читать. А читал он уже в четыре года. В своей детской книжке «Как папа был маленьким» он приводит одно из своих первых «произведений», созданное в три года. Это был «Стих про кота», который кончался так:

«Васька-кот не оробел

И в окно ускакокел…»

К свадьбе его тети Лизы маленького Шуру уже попросили что-нибудь сочинить. Мальчик выдал:

«Выходит замуж тетя Лиза,

Кто мог такого ждать сюрприза?»

Тетя обиделась, заплакала. Шуру отругали, хотели наказать. И тогда он впервые понял, что сочинять стихи не такое уж безопасное дело, что за свое творчество автор может и пострадать.

— С этого начались мои гонения на литературном поприще, — шутил Раскин. К сожалению, они не раз случались на протяжении всей его жизни. Ведь он выбрал самую опасную стезю в литературе — сатирическую.

Есть у Раскина небольшие «Записки пародиста». В них он пишет, что кое-кто из поэтов на него обижается. «Но если бы на меня никто не обижался, мне бы, наверное, надо было менять профессию». И тут же — добрейший человек! — он добавляет: «Хотя, на мой взгляд, главная задача пародиста не в том, чтобы обязательно «обидеть» писателя».

Продолжение следует

Олег ШУСТЕР,

Кирьят-Ата, Израиль

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора