Никого уже не удивишь разгулом антисемитизма в Европе. Мы постоянно слышим о нападении на евреев во Франции, осквернении еврейских кладбищ или поджогах синагог. К сожалению, ненависть проникает и в Новый Свет.
В свое время с осуждением антисемитских высказываний лидеров красно-коричневых в России выступил представитель США в Европейском сообществе Д. Джонсон. Тогда он призывал граждан России не проявлять равнодушия перед лицом разжигания расовой нетерпимости и процитировал слова немецкого пастора-антифашиста, который раскаивался в своем бездействии во времена преследований евреев: “Сначала они пришли и забрали евреев. Я промолчал. Затем они пришли и забрали коммунистов. И я опять промолчал. В конце концов, они пришли и забрали меня. И не было никого, кто бы поднял голос в мою защиту!”
Антисемитизм — это не только беда евреев, но и проклятие для народа, позволяющего себе проявления ненависти. Ибо сначала начинают проливать кровь беззащитных евреев, а затем насилие и убийство становится нормой, и людская кровь льется рекой. Сначала евреям угрожают, затем жгут их книги, потом их самих, и в конце концов пламя насилия охватывает всех и вся.
Сегодня российские юдофобы обвиняют евреев во всех бедах. И какими бредовыми ни казались бы эти человеконенавистнические высказывания, история нашего народа учит относиться к ним с осторожностью. Заставляет задуматься…
Глубинной причиной антисемитизма всегда оставалась так называемая еврейская ментальность, выраженная в человеколюбии и милосердии. 23 августа 1936 года обершарфюрер СС Шредер, бывший в то время шефом Эйхмана, заявил: ”В каком виде ни старался бы еврей распространить свое влияние и мировоззрение на нееврейский мир, повсюду он обнаруживает свою враждебную идеологию — в либерализме, марксизме и не в последней степени в христианстве. Все эти идеологии имеют много общего с более широкой концепцией еврейской ментальности”.
Антисемиты считали, что, крестившись, еврей перестает быть евреем. Светские националисты требовали от евреев отказа от своей национальной принадлежности и безоговорочной ассимиляции среди другого народа. Гитлер же считал, что все попытки решить еврейский вопрос путем крещения или ассимиляции бесполезны.
Образованный еврей не найдет в этих фактах ничего из ряда вон выходящего. Ибо он помнит об Амалеке, который вероломно напал на ослабевших евреев, больных, женщин, стариков и детей сразу же после Исхода. Амалек не брал их в плен, не грабил, не стремился овладеть их землей. Он хотел стереть их с лица земли, ибо сам факт их существования мешал Амалеку, проповедовавшему теорию насилия. Евреи разбили тогда врага в пустыне. Но на протяжении истории Амалек продолжал преследовать евреев. Он вновь поднял голову во времена Вавилонского пленения. Когда Персия поглотила Вавилон, главным министром царя Ахашвероша стал Аман, потомок Агага, царя амалекитян. (Информация к размышлению: Талмуд, записанный в III-IV веках, вопрошает: а кем же предстанет Амалек в будущем? — Амалек — это Германия. Раши комментирует в Х веке это название государства.) Ахашверош ненавидел евреев не меньше, чем Аман. Но он считал, что нужно заставить евреев отказаться от Торы, сделать их послушными и безропотными рабами и использовать в своих целях. Нет, спорил Аман, даже ассимилированный еврей все равно останется евреем.
Однажды он предложил царю десять тысяч шекелей серебра, чтобы снарядить армию, которая уничтожит этот “разбросанный и разрозненный народ”. Это пример ненависти антисемита, готового забыть о выгоде, целесообразности и даже вложить свои средства, пожертвовать деньги для уничтожения евреев.
“Почему же, несмотря на все деньги, Аману так и не удалось добиться своей цели? — спрашивает Талмуд и отвечает: потому что евреи дали свои шекели первыми!” Каждый еврей старше двадцати лет должен был пожертвовать полшекеля для строительства Мишкана — переносного Храма в Синайской пустыне.
Но, простите, возразите вы, почти тысячелетие отделяет шекели, которые дали евреи в пустыне, от шекелей Амана. На первый взгляд, между этими событиями не может быть никакой связи. Да и к тому же, неужели мудрецы Талмуда не были знакомы с историей Пурима? Почему же они не привели в качестве причин поражения Амана кажущиеся случайными совпадения, описанные в книге Эстер? Дело в том, что мудрецов интересовали не внешние, а внутренние, действительные причины того, что евреям удалось выжить не только в те тяжелые времена, но пережить врагов всех веков. Ответ кроется в слове — полшекеля! А почему евреи должны были пожертвовать по половине, а не по целому шекелю?
Естественно, что каждый человек ощущает себя целым, независимым, центром земли. По мере своего духовного роста он должен научиться ощущать себя частью семьи, видеть в своей супруге свою половину. В пустыне же, в момент формирования еврейского народа, каждый еврей должен был научиться ощущать себя лишь частью целого. Без другого еврея я всего лишь половина, я нуждаюсь в нем точно так же, как он нуждается во мне!
Когда Аман задумал уничтожить евреев, он обратился к Ахашверошу со словами: ”Есть разбросанный и разрозненный народ”. А когда Эстер пытается спасти евреев, она призывает их к единению и просит Мордехая: “Собери всех евреев вместе!”
В этом и состоит чрезвычайно важный урок. Разобщение — это угроза существованию, а единение и есть та действительная причина, благодаря которой еврейскому народу удалось пережить все невзгоды: и в Синайской пустыне, и в Персии, и в Европе…
Мы всегда помним, что силы тьмы, ненавидящие еврейство, учат нас любви к свету, к Торе, к своему народу. И если антисемиты ненавидят нас без причины, то пусть и наши сердца наполнятся беспричинной любовью друг к другу. Мы не нуждаемся в причине для любви. Эта любовь естественна, она всегда в сердце. Но давайте почаще искать повод для того, чтобы выразить эту любовь нашим близким и нашим друзьям!
Художник Алекс ЛЕВИН