Фото: jewishmariupol.com.ua
«И было: когда отпустил фараон народ, не повел их Всевышний по дороге, идущей через страну плиштим, потому что она коротка — ибо сказал Всевышний: «Не передумал бы народ при виде войны и не возвратился бы в Египет» (13:17). Классический вопрос, вошедший в поговорку: «Что было раньше: курица или яйцо?». Ученые и философы считают, что первым было яйцо. С точки зрения ученых, яйцо появилось задолго до появления курицы в процессе эволюции, к тому же всем известен тот факт, что зарождение жизни происходит в яйцеклетке.
Но Тора опровергает это мнение. В книге «Берешит» прямо сказано: «И сотворил Б-г… все крылатые летающие существа по их видам» (1:21). Первой, вне всякого сомнения, была курица (есть возражения?).
Впрочем, иногда невозможно дать однозначный ответ на вопрос «что было раньше?»
Первые слова сегодняшнего раздела Торы, приведенные выше, убеждают нас, что единственная причина, по которой Б-г повел сынов Израиля через пустыню после перехода через Красное море, была опасность, что они повернут назад, столкнувшись с воинственными филистимлянами, жившими на территории современной Газы. Ведь дорога в Эрец-Исраэль, проходившая через «страну плиштим» была действительно намного короче.
Странный довод. Ведь евреи должны были идти через пустыню к горе Синай, чтобы получить вначале Тору, а затем продолжить свой путь в Землю обетованную. Гора Синай уже была выбрана как место дарования Торы еще задолго до исхода из Египта. В разделе «Шмот» Б-г сказал Моше при их первой встрече у горящего, но не сгорающего куста: «Когда выведешь этот народ из Египта, вы будете служить Всевышнему на этой самой горе!»
Почему же тогда Тора приводит другую причину того, что Б-г избрал длинный маршрут для еврейских рабов? Что вынудило их идти кружным путем через пустыню: получение Торы или угроза войны с филистимлянами? Короче, «что было раньше»?
Вполне возможно, что главной причиной была, как мы видим из слов Торы в сегодняшнем разделе, угроза бегства от филистимлян и возвращения в Египет. Поэтому Б-г, для Которого нет времени и Который знает все, что было, есть и будет, заранее спланировал, что евреи получат Тору в пустыне, у горы Синай, в стороне от кратчайшего пути, и сообщил об этом Моше у «неопалимой купины».
Возможен и другой вариант. Гора Синай изначально была сотворена как место дарования Торы вовсе не потому, что находилась на альтернативном маршруте беглецов, даже если бы вообще не было Исхода. И если бы не существовала угроза со стороны филистимлян, евреи прошли бы коротким путем в Страну Израиля, обосновались бы там, а затем отправились к горе Синай — за Торой.
Однако в процессе Исхода выяснилось, что они не могут идти через «страну плиштим», что им придется отправиться в Синайскую пустыню, и там, «по пути» они получат Тору.
Какой вариант верен, «что было раньше» — мы не знаем.
Есть место подвигу
«И фараон приблизился, и подняли сыны Израиля глаза свои, и вот — египтяне гонятся за ними; и весьма устрашились и возопили сыны Израиля к Б-гу» (14:10).
Арабская мать напутствует юного шахида, обвязанного взрывчаткой: «Убей, сынок, вместе с собой как можно больше евреев. Будь шахидом, чтобы я гордилась тобой». Что может быть чудовищнее этого «героического» образа?
Безумие такого метода «национально-освободительной борьбы» не нуждается в доказательстве. Любой нормальный человек должен испытывать отвращение к политической идеологии, опирающейся на слепую ненависть и абсолютное пренебрежение к человеческой жизни.
И все же, безумие общества, порождающего таких убийц, дает нам важный урок: самопожертвование, даже если оно преследует самые варварские цели, представляет собой исключительно мощное оружие. Перед ним ничто не устоит — кроме такой же готовности к самопожертвованию.
Почему сыны Израиля, прижатые к Красному морю, так отчаянно «возопили» к Б-гу? Их напугал не столько вид приближающихся колесниц, сколько грозная решимость египтян, их сплоченность и предельная целеустремленность. О моральном единстве преследователей свидетельствует употребление в тексте слова «мицраим» (Египет), а не «мицрим» (египтяне). Сам фараон, невзирая на опасность, вел в атаку свой карательный «бронетанковый» корпус, по-чапаевски: впереди, на лихом коне.
Он был первым, кого увидели бывшие рабы, и они содрогнулись от ужаса. Причем, в отличие от других монархов-завоевателей, фараон был готов поделиться со своими людьми предстоящими трофеями: «Сказал недруг: Погонюсь, настигну, поделю добычу…» (15:9). Материальная выгода была оттеснена на задний план другой целью: догнать и наказать строптивых рабов. Фараон был разъярен пережитым унижением и разгромом в ходе десяти казней. Он и его армия жаждали реванша даже ценой больших потерь.
Евреи сразу почувствовали эту отчаянную решимость египтян, их готовность к самопожертвованию, и они стали отчаянно молить Б-га, чтобы Он дал им возможность проявить такую же безоглядную жертвенность. Иначе они не могли на равных противостоять фараону.
Но ответил Б-г Моше, предводителю беглых рабов: «Что ты вопиешь ко мне? Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись вперед» (14:15). Неужели Б-г пренебрег их мольбой? Нет, Он дал им понять, что самопожертвование — это не сверхъестественный дар, а сила сердца и разума плюс умение ими управлять. Б-г велел евреям — всем: мужчинам, женщинам и детям, вместе с домашним скарбом и скотом, — войти в бушующее море, что само по себе кажется безумием. Но этот поступок и будет тем самым актом высшей веры и самоотречения, который поможет им победить египтян.
Значит ли это, что израильские органы безопасности должны приступить к подготовке своих «смертников» и на каждый вражеский теракт отвечать взрывом на арабских рынках по принципу клин клином вышибают?
Нет, конечно. Наша концепция самопожертвования отличается от исламской доктрины, как день от ночи. Обратите внимание: Б-г не просит сынов Израиля отдать свою жизнь. Но он хочет, чтобы они были готовы к этому. В молитве «Шма, Исраэль», представляющей собой декларацию еврейской веры, сказано: «И полюбишь ты Б-га всем сердцем своим, всей душою своей и всеми силами своими». Всей душою своей — означает, что, если потребуется, надо быть в готовности отдать свою жизнь за Б-га.
Нет, евреи не ищут мученической смерти, но если обстоятельства требуют от нас умереть ради освящения Его святого Имени, мы должны сделать это со всей решимостью боевика-смертника. Такие люди всегда были среди нас: Авраам был готов пожертвовать своим любимым сыном Ицхаком по указанию Творца; защитники Масады предпочли добровольную смерть пыткам и издевательствам безжалостного врага; в период крестовых походов, сопровождавшихся чудовищными зверствами христианской черни, еврейские матери топились вместе с детьми в Рейне под возгласы «Шма, Исраэль!».
Даже теперь, в нашем просвещенном и изнеженном мире может возникнуть ситуация, требующая безоглядной жертвенности. Представьте, что самолет, на котором вы летите, захватывают исламские террористы. Их главарь, размахивая пистолетом, кричит пассажирам: «Есть тут евреи?» Вы не обязаны откликнуться; можете даже спрятаться под кресло. Но если он подошел лично к вам и в упор спросил: «Ты еврей!», что делать тогда?
В этой ситуации еврей может освятить Имя Всевышнего по примеру его предков. Именно так поступали жители еврейских местечек во время Катастрофы. Им и в голову не приходило скрывать свое еврейство. Они молча и гордо шли на смерть, подчиняясь непостижимой для человеческого разума воле Творца.
Впрочем, для освящения Имени Б-га вовсе не обязательно отдавать жизнь. Более «скромные» жертвы, требующие, однако, не меньшей решимости, тоже засчитываются. Каждый самоотверженный поступок добавляет аргумент защиты в Высшем суде, перед которым все мы предстанем, завершив свое земное существование. Если мы готовы к частым повседневным жертвам, от нас не потребуется высшая плата.