Взгляд на жизнь через объектив: Леон Левинштейн (1910–1988)

Фото: christies.com

«В своих фотографиях я хочу взглянуть на жизнь, на повседневные вещи так, как будто я только что, повернув за угол, неожиданно впервые их обнаружил». Леон Левинштейн

О нью-йоркской школе фотографии знают, пожалуй, лишь искусствоведы. Творческое направление, возникшее в 1930-е — 60-е годы, не имело формальной структуры. Большую группу одарённых фотографов, живших и работавших в эти годы в Нью-Йорке, объединило время, сотрудничество, а некоторых и дружба.

Общей для них была любовь к городу с его повседневной жизнью — от толчеи и суматохи тротуаров до сверкающей привлекательности витрин магазинов. Одним из этих замечательных мастеров американской уличной фотографии был Леон Левинштейн, выделявшийся своими спонтанными, несентиментальными чёрно-белыми изображениями людей, снятых с присущим ему художественным стилем видения хаотичной городской жизни.

Леон Левинштейн родился в маленьком городке Букханнон (Западная Вирджиния), где обосновались его родители — ортодоксальные евреи, эмигранты из Литвы. Он был вторым ребёнком из четырёх детей Симона и Иды Левинштейн. Хотя Леон в детстве имел несколько друзей и занимался спортом, он был застенчивым и малообщительным подростком. Его отец держал магазин одежды, закрывшийся во время Депрессии. Семья вынуждена была перебраться в Балтимор. Ещё в школе и после её окончания (1927) Леон Левинштейн посещал вечерний класс рисования в Мэрилендском художественном институте в Балтиморе. Позже он изучал графический дизайн в Художественном институте Питтсбурга.

Фото: d32dm0rphc51dk.cloudfront.net
Фото: d32dm0rphc51dk.cloudfront.net

В 1933 году Леон вновь возвращается в вечерний класс рисования в Мэрилендском художественном институте, сочетая учёбу с работой ассистента художественного директора, занимаясь оформлением рекламных макетов в газете. Начиная с 1937 года, и, до добровольного вступления в армию в 1942 году, Левинштейн зарабатывал на жизнь будучи графиком-дизайнером. В годы войны он служил механиком в военно-воздушных частях, дислоцированных в Панаме.

В 1945 году Левинштейн приезжает в Нью-Йорк, живёт на Thompson Street (Greenwich Village) вместе со своим дальним кузеном из Бальтимора. Начиная с марта 1946 года, они оба поступают на работу в небольшое рекламное агенство Colby Advertising, организованное другим балтиморцем Берни Крамером. Как художественный директор, Левинштейн отвечал за дизайн и макеты. Одновременно, периодически, по вечерам, он посещает Новую школу социальных исследований, изучая живопись и дизайн под руководством художника-модерниста Стюарта Дэвиса и искусство фотографии у Алексея Бродовича, художественного директора журнала Harper’s Bazaar, одного из первых приверженцев «уличной» фотографии.

Именно Бродович открыл перед Левинштейном эстетические возможности фотографии как средства выражения его эмоциональной экспрессивности художника-графика. Увлёкшись фотографией, Левинштейн поступил в Фото-Лигу. Он становится студентом Сида Гроссмана (1948), с которым в будущем его свяжет близкая дружба. Вдохновлённый этими занятиями, уже в возрасте около сорока лет, Левинштейн начинает снимать. Зарабатывая на жизнь макетами для рекламы и каталогов, он все уик-энды посвящал фотографии. Он снимал везде, где бурлила жизнь: Кони-Айленд, Центральный парк, Таймс-сквер, Нижний Ист-Сайд. Стараясь быть незаметным для своих объектов, Левинштейн оставался как бы сторонним наблюдателем. Его композиционно динамичные фотографии составили огромнейшую галерею образов, созданную на протяжении многолетнего исследования улиц Нью-Йорка.

Разрабатывая эту тему, он был не одинок. Рядом с ним снимали Роберт Франк, Луис Фаурер и Уильям Клейн. Однако, к началу 1950-х годов Левинштейна уже отличало своё собственное восприятие окружающей среды. Обладая развитым чувством композиции, снимая по возможности с близкого расстояния, он кадрировал изображения своих незнакомцев, выделяя лица, руки, ноги, акцентрируя их позы и движения. Как ни странно, но эти фрагменты человека у Левинштейна изобразительно самодостаточны. Фрагмент становится главным объектом изображения. Он настолько выразителен у фотографа, что выступает от имени целого с присущим ему качествами.

Левинштейн акцентирует внимание зрителя на самых, казалось бы, простых, окружающих его повседневно сценах, облекая их в художественную форму. Открытия Леона Левинштейна столь неожиданны, что вызывают восхищение. Они очень созвучны высказыванию замечательного французского фотографа Робера Дуано: «Чудеса ежедневной жизни восхитительны, никакой кинорежиссёр не может организовать то неожиданное, что вы находите на улице».

Леону Левинштейну удалось одухотворить мгновения жизни, сохранить их и вновь вернуть людям. Купальщики, молодые пары, бизнесмены, нищие, светские дамы, проститутки — все они были излюбленными объектами его съёмок. Одним из них он придавал монументальность, у других выделял момент движения.

Фото: exibartstreet.com
Фото: exibartstreet.com

В начале 1950-х годов к Леону Левинштейну приходит признание. Только между 1950-ми — 60-ми годами его фотографии экспонировались на семи значительных выставках в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА), включая «Фотография тогда и теперь» (1952), «Всегда молодой незнакомец» (1953). В 1955 году Эдвард Стейхен представил Левинштейна в своей знаменитой выставке «Род человеческий», экспонаты которой были отобраны из двух миллионов фотографий. Спустя год у Леона Левинштейна состоялась первая персональная выставка в нью-йоркской галерее Limelight. В 1975 году он получил наиболее престижный в Америке грант фонда Гуггенхейма. Его фотографии были представлены также на обширной обзорной выставке «Фотографии 50-х» в Международном центре фотографии (ICP, 1980).

Так сложилось, что в эти же годы городская тема вдохновляла таких нью-йорских фотографов, как Диану Арбус, Ричарда Аведона, Хелен Левитт, Лизетт Модел и других, в творчестве которых впоследствии позволило Джейн Ливингстон найти общие черты и рассматривать этот период как «Нью-Йоркская школа фотографии 1936 — 63 годов». Хотя Левинштейн признан как один из членов этой творческой группы, он оставался до своей смерти в 1988 году менее известен. Посвятив свою карьеру графическому дизайну, он не был профессиональным фотографом и оставался одинокой фигурой в стороне от художественного мира фотографии.

Левинштейн и в жизни оставался одиноким. Он не был женат, имел несколько друзей, вёл замкнутый образ жизни. В конце 1970-х и 80-е годы он побывал в Северной Африке, Мексике, Индии и Европе, но Нью-Йорк был его главным объектом и привязанностью до конца жизни.

В 2010 году в музее Метрополитен состоялась ретроспективная выставка работ Леона Левинштейна 1950-х –1980-х годов. Его творчеству посвящены две монографии «Obsession» (2000), «Leon Levinstein» (2014).

В Нью-Йорке проживали многие фотографы. Столица мировой фотографии притягательна. Но не так много тех, кто бы прославил город, человеческий дух, его заполняющий. Леон Левинштейн, несомненно, в их числе.

Лев ДОДИН

13a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора