Придут хорошие времена

В течение трех предыдущих недель афтарот, которые мы читали по субботам в дополнение к недельным главам, содержали упреки, обращенные пророками от имени Всевышнего к еврейскому народу. Но с главы «Ваетханан», с афтары «Нахаму» наступает семь недель, когда афтарот только радуют.

Год назад мы уже вели разговор о «Нахаму» — отрывке из пророка Иешаяу, в котором он предсказывает народу приход Машиаха, Мессии по-русски. Машиах — еврейский царь, потомок царя Давида, приход которого полностью изменит судьбу еврейского народа и судьбы всего мира. Наступит благоденствие, прекратятся войны, еврейский народ обретет полную независимость, сплотится вокруг Торы, ощутит высокую духовную связь со Всевышним, «полна будет земля знанием Г-спода, как полно море водами» (Иешаяу, 11:9). Мы говорили о признаках, которые указывают на приближение времен Машиаха.

Сегодня мы будем говорить на эту же тему, но в другом аспекте.

Великий еврейский мудрец Маймонид (Рамбам) сформулировал тринадцать принципов веры, которые мы ежедневно повторяем в утренней молитве. Один из них — вера в приход Машиаха.

Это не совсем понятно. Конечно, обещание счастливых времен, которые приведет с собой Машиах, утешительно и радостно. Но почему Рамбам включил его в свои «тринадцать принципов», т. е. тринадцать основ веры? Что в нем, так сказать, основополагающего?

Представим себе такую картину. Посетитель пришел в тюрьму навестить двух заключенных. С одним из них ему так и не удалось разговориться: неряшливый, нестриженый, мрачный человек упорно отводил глаза и угрюмо отмалчивался. Второй — бодрый, подтянутый, оживленный, был готов поддержать любой разговор. В чем дело? Может быть, они содержатся в разных условиях? Может быть, первый болен? Нет, оба здоровы и сидят в одной камере. Так что же? Просто второму выходить на свободу через два дня, а первый сидит пожизненно.

Когда человек знает, что его ждет, это не только говорит о его будущем, но и определяет его настоящее. Именно это дает основания Рамбаму считать веру в приход Машиаха одной из основ веры во Всевышнего. Человек с верой в будущее живет иначе и в настоящем — он не такой, как человек, у которого нет ничего, кроме настоящего. Тот, кто верит в будущее, по-другому видит жизнь, иначе служит Всевышнему, обладает другой жизнеспособностью.

«Всякая плоть — трава, и всякая милость ее — как цветок полевой. Засыхает трава, увядает цветок, когда дуновение Г-спода коснется его. Поистине народ этот — трава. Засыхает трава, увядает цветок, но слово Б-га нашего пребудет вовек» (Иешаяу, 40:6-8). Все преходяще в этом мире: могущественные правители и великие державы преображаются и исчезают так, что даже очевидцам спустя несколько лет трудно представить себе, что еще недавно картина мира была совсем иной. Где Британская империя с ее обширнейшими колониями? Где великий СССР, державший в страхе соседей? Единственное, что по-настоящему существует в этом мире, это слово Всевышнего, и Всевышним нам обещан приход Машиаха.

Приход этот возможен в двух вариантах.

Комментируя стих «Я, Г-сподь, в назначенное время ускорю это» (Иешаяу, 60:22), Талмуд объясняет, что, поскольку «назначенное время» нельзя «ускорить», т. е. передвинуть, понимать этот стих следует как указание на две разные возможности: приход Машиаха в предусмотренный срок и приход Машиаха до срока. Подобно этому Мальбим объясняет стих из отрывка «Нахаму»: «Говорите к сердцу Иерушалаима, возвестите ему, что исполнился срок его, прощен его грех…» (Иешаяу, 40:2). «Исполнился срок его», — говорит Мальбим, — это указание на приход Машиаха в предписанный срок, вовремя, не позднее определенной даты. «Прощен его грех» — это досрочный приход Машиаха, которого мы можем быть удостоены за свои духовные заслуги, общие заслуги всего народа.

Сегодня есть евреи, которые считают, что Машиах уже пришел. Увы, реальная действительность, в которой мы не видим ни покоя, ни безопасности, ни всеобщего служения Всевышнему, свидетельствует о другом.

От мудрых людей прошлого поколения мне доводилось слышать: «Тот, кто знает (детали прихода Машиаха), не говорит, тот, кто говорит, — не знает». Так что не будем о деталях. Будем молиться, чтобы это свершилось поскорее, в наши дни.

http://www.toldot.ru

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Рав Бенцион ЗИЛЬБЕР

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора