Вероятность того, что вы изменитесь

Полемика по поводу статьи Овадьи Шохера «У евреев плохая память» продолжается.

А мы продолжаем публикацию статьи ДЕНИСА ПРЕЙГЕРА И ЙОСИФА ТЕЛУШКИНА «ВСТУПАТЬ В СМЕШАННЫЕ БРАКИ?» (Начало в № 785).

Давайте подумаем вот о чем: если вы считаете, что ваше еврейское происхождение ровным счетом ничего для вас не значит, вспомните, как вы чувствовали себя накануне Шестидневной войны, когда, казалось, Израилю грозило уничтожение? А как вы чувствовали себя во время войны Йом Кипур в 1973 году? Что вы переживали, когда мир узнал об освобождении еврейских заложников в аэропорту Энтеббе в Уганде? Неужели эта новость была для вас такой же волнующей (или безразличной), как сотни других сообщений того дня, в газетах и по радио? Можете ли вы сказать себе, что судьба Израиля так же вам безразлична, как некоторым вашим знакомым или коллегам по работе — неевреям? С какими чувствами вы смотрели телевизионный фильм «Катастрофа»? Если на все вышеперечисленные события вы реагировали безразлично, тогда, действительно, быть евреем для вас — пустой звук.

Но если какое-либо из вышеуказанных событий затронуло ваши чувства, если возможность новой Катастрофы (или воспоминание о прошлой) заставляет вас переживать за судьбу и само существование еврейского народа, возможно, ваше еврейство значит для вас больше, чем вы сами это признаете. И, вероятно, в будущем это еврейское самосознание еще сыграет важную роль в вашей жизни. Если это изменение в вашей душе действительно произойдет, будьте уверены — вы не одиноки! Многие выдающиеся еврейские лидеры за последние сто лет также прошли через это: в молодости они совершенно не интересовались еврейскими проблемами и только в зрелом возрасте поняли, что иудаизм играет центральную роль в их судьбе, равно как и в судьбе мира… Теодор Герцль, основатель современного сионизма, был ассимилированным евреем и продолжал оставаться таковым до тех пор, пока не обнаружил в себе эмоции необыкновенной силы, слушая дело Дрейфуса в 1894 году и раздававшиеся в то время возгласы французов «Смерть евреям!»

Когда Мозес Гесс, человек, сделавший из Фридриха Энгельса социалиста, был двадцатилетним юношей, он также относился к иудаизму безразлично. Однако через двадцать лет этот «отец социализма» порвал с Марксом и Энгельсом, восстав против аморальности их идеологии, и посвятил всю свою жизнь иудаизму и еврейскому народу. Книга Мозеса Гесса «Рим и Иерусалим», написанная в 1862 году, начинается следующими словами:

«И вот я снова стою, после двадцати лет отчуждения, среди своего народа, я с радостью праздную его праздники и отмечаю печалью воспоминания о тяжелом прошлом его, разделяю надежды моего народа и его духовное стремление к улучшению своего дома и судеб окружающих нас людей… Мысль, которую я подавлял в себе все эти годы, но которая ожила во мне сегодня, — это мысль о моей принадлежности к моей нации, неотделимой от Святой Земли, от этого вечного города, колыбели веры в божественное единство жизни и будущее братство всех людей. Эта мысль, похороненная мною надолго, стучалась в моем сердце, требуя выхода на волю. Но у меня не хватало энергии и воли, чтобы оставить свой путь, ведущий от иудаизма, и встать на новый путь, явившийся мне в туманном далеке» («Рим и Иерусалим». Изд-во «Блох», Нью-Йорк, 1918).

Другим таким евреем был русский поэт столь необыкновенного таланта, что «отец советской литературы»Максим Горький, познакомившись с ним, пророчил ему большое будущее, будущее великого писателя России. Однако Владимир Жаботинский внезапно решил, что его талант и его жизнь более важны для дела создания национальной родины евреев, нежели для российской поэзии…

Если бы мы спросили этих великих людей, когда им было по 20 лет, какую роль в их жизни играет иудаизм, они, вероятно, посмеялись бы над нашим вопросом. Вероятно, они так же легкомысленно отвергли бы вопрос о нежелательности смешанных браков. И, тем не менее, через какое-то время эти люди обнаружили для себя, что быть евреем, чувствовать себя таковым чрезвычайно важно для них.

Так как подобные перемены возможны и в вашем мироощущении, так как приход к еврейскому национально-религиозному самосознанию возможен и в вашей душе, представьте себе, какие эмоции охватят вас, когда вы почувствуете, что судьбы еврейства и существование Израиля чрезвычайно важны для вас, в то время как ваш супруг совершенно безразличен к этой теме. Или представьте себе, что вы решили пожертвовать определенную сумму денег в фонд еврейской общины, а ваша супруга категорически против этого. Или вообразите ситуацию, что вас заинтересовала религиозная литература и исторические книги о еврейском народе. Как скованно вы будете чувствовать себя, принеся эти книги в свой дом. Поверьте, мы отнюдь не фантазируем: нам приходилось наблюдать подобные печальные ситуации. Увлечение иудаизмом и перемены в мировоззрении могут стать причиной напряженности между супругами. Наш совет: перед окончательным решением будущие супруги должны серьезно обсудить вопрос о том, какую роль будет играть иудаизм в их будущей семейной жизни. Это даст вам возможность определить, какая из следующих трех ситуаций сложится в вашей семье:

а) либо иудаизм и еврейство не будут играть большой роли для вас обоих;

б) либо в определенных условиях (во время празднования Рождества, например, или в случае возникновения антисемитских настроений в окружающем обществе) ваше еврейское происхождение будет причиной неприятностей и недоразумений, а в этом случае брак нежелателен;

в) либо ваш супруг (или супруга) сознательно примет идеалы иудаизма.

Денис Прейгер

и Йосиф Телушкин

Окончание следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора