У нас был вызов от близкого родственника, выехавшего в Израиль в конце 1970-х…
На вопрос, заданный во время визита к родственнику, почему не воспользовались вызовом, мы ответили: «У нас два сына, как ехать в непрерывно воюющий Израиль?»
С искренним удивлением и недоумением он воскликнул: «Кто же будет его защищать?!»
Мы уехали в Америку в начале 1990-х…
Его слова до сих пор звучат укором. Чувство вины всегда со мной. Я не чувствую себя предателем, но не выполнившим свой долг — безусловно, потому что без существования Израиля мы все бездомны.
Я читала статью А. Эскина. Не могу принять ее целиком, но во многом нельзя не согласиться. Например, с тем, что из нашего прекрасного далека нельзя критиковать правительство Израиля и давать советы, как его «обустроить».
Мы уезжали, ссылаясь на невозможность соблюдать наши традиции, что было абсолютной правдой.
Приехав в Америку, мы получили такую возможность. И что? В синагогах нет миньяна, а «наши люди» не переступят там порог, предпочитая играть в домино или карты в садиках и парках.
Моя приятельница как-то пришла и попросила их, играющих, зайти в синагогу, чтобы можно было сказать Кадеш по ее умершему мужу — никто даже головы не повернул в ее сторону.
Можно принять участие в сборе денег в пользу Израиля, можно даже промаршировать в Манхэттене, съездить в турпоездку — и все.
Поэтому мне лично неудобно перед моими друзьями в Израиле, больно за их потери родных и близких.
Мне нечего сказать в свое оправдание. Я — моральный дезертир, и воюющие или воевавшие в рядах израильской армии неевреи больше евреи, чем я.
Вот почему я не могу возразить А. Эскину — не имею морального права.
Р. Берг, Бруклин
10 комментариев к “Моральное дезертирство”
Обсуждение закрыто.
Я горжусь, что среди нас есть такие люди, как Р. Берг. Своей смелостью и честностью она показала моральную силу и свой высокий духовный уровень!
Когда человек умет признать ошибку, то он становится настоящим праведником.
Я не знаю Р. Берг, но чувствую всем сердцем, что перед нами человек широкой души, у которого можно учиться.
Готовность так искренне ответить — это сила и величие духа!
Мы гордимся, что среди нас есть есть честные и порядочные люди, которые готовы признать ошибку. Все ошибаются, но только достойные способны признать ошибку и исправить. Про них мудрецы Талмуда говорят, что они выше праведников.
Как радостно встретить достойного человека!!!