Лев Фрейдман
19.7.2018 кнессет принял «Основной закон: Израиль — национальное государство еврейского народа». Это событие имеет историческое значение, и ещё недооценено. Недаром ЕС после публикации закона поспешил выразить свою «обеспокоенность».
Рассмотрим влияние нового закона на положение Израиля в мире
Две реальности
В 1920 — 1922гг еврейский народ получил от главной международной организации того времени — Лиги Наций — суверенное право на определённую территорию с целью решения проблемы своей государственности. Это постановление Лиги Наций было обязывающим для всех её членов и стало неотъемлемым элементом международного права.
Но, как оказалось, реализация евреями своего права встретила невероятное сопротивление, а возникшая вскоре в мире обстановка вообще сняла на время этот вопрос с повестки дня.
Только через четверть века после решения Лиги Наций положение в мире позволило вернуться к этой теме. Ареной борьбы стала сменившая после Второй мировой войны Лигу Наций — Организация Объединённых Наций (ООН).
Сначала ситуация складывалась благоприятно для евреев. В 1945г. документы Лиги Наций о правах еврейского народа были подтверждены ООН и даже введены в её Устав. Однако, политической возможности реализовать эти права по-прежнему не было.
Сопротивление в ООН было очень сильным, и всё, чего удалось добиться еврейскому руководству к концу 1947г. — это резолюция ГА ООН № 181 от 29.11.1947 (в дальнейшем — «резолюция 181») о разделе предназначенной евреям территории западной Палестины на два государства: еврейское и арабское.
Сайт МИДа Израиля от 28.11.2016:
«Несмотря на то, что еврейское население было возмущено нарушением обязательств Лиги Наций от 1922 года…евреи и их лидеры приняли» это решение.
Однако, и такое решение просуществовало недолго.
КЕЭ, том 6 кол. 174 — 184:
Из-за сопротивления арабских стран ООН «уже на 2-ой специальной сессии Генеральной Ассамблеи в апреле 1948г. уступила их нажиму и согласилась вместо создания еврейского государства установить свою опеку над Эрец-Исраэль. Лишь провозглашение 14 мая 1948г. Государства Израиль, поставив ООН перед свершившимся фактом, предотвратило принятие этого плана.»
Здесь надо пояснить, чем было «чревато» введение опеки.
По Уставу ООН (статьи 77, 79 и 80) при переходе подмандатных территорий (а западная Палестина была среди них) к опеке ООН возможны были «изменения и поправки» условий, бывших при мандате. Это означает, что, вместе с переходом к опеке, евреи вполне могли потерять свои юридические права на территорию, полученные от Лиги Наций.
Таким образом, перед еврейским руководством была альтернатива: или резолюция 181 (евреи получали государство с какой-то территорией и формально сохраняли все свои юридические права на территорию, полученные от Лиги Наций), или опека (ни государства, ни прав). Было выбрано меньшее зло.
Документом, в котором провозглашалось государство, явилась Декларация Независимости (в дальнейшем — ДН).
В качестве правовой основы нового государства в ДН выступает резолюция 181 — с её картой раздела западной Палестины между евреями и арабами.
Из сказанного ясно, что привязка в ДН воссоздания государства к резолюции 181 имела абсолютно вынужденный характер.
Резолюция 181 — политический документ, юридически ничтожный (доказательство приводилось в литературе многократно). Сама ДН — также чисто политический документ, завершающее звено в тяжелейшей политической борьбе 1946 — 48гг за воссоздание еврейской государственности.
Именно с тех пор 70 лет существуют параллельно две реальности: реальность юридическая с признанными международным правом и включенными в Устав ООН правами еврейского народа на территорию, и реальность политическая, основанная на резолюции 181 и ДН, практическим выражением которой является государство Израиль.
Война на юридическом поле
Отказав в 1947 — 48гг еврейскому народу в учёте его юридических прав и вынудив принять политическое решение проблемы его государственности, где-то в 1970-х годах «мировое сообщество» перешло в борьбе с Израилем на юридическое поле.
Главным объектом атак стали строящиеся в Иудее, Самарии и Газе поселения, а главным оружием для этих атак стала статья 49 4-ой Женевской конвенции, призванная доказать их незаконность. С течением времени этот юридический натиск только усиливался.
Википедия, Резолюция Совета Безопасности ООН № 2334 от 23.12.2016:
«Резолюция подтверждает, что строительство поселений Израилем не имеет юридической силы и является вопиющим нарушением международного права.» Совбез требует от Израиля прекратить такую деятельность и выполнять свои обязательства оккупирующей державы в соответствии с 4-ой Женевской конвенцией.»
Утверждение Израиля о неприменимости в данном случае этой конвенции, к сожалению, легко опровергается и не принимается в мире (см. статью «Реальность прорыва»). Слабые попытки Израиля, отлученного ещё в момент образования государства от его юридических прав, участвовать в юридической борьбе напоминают выступление борца со связанными руками.
Покажем, что принятие кнессетом закона о национальном характере государства от 19.7.2018 (в дальнейшем — «Закон») должно положить конец этому затянувшемуся аттракциону.
Новый закон — заявление о правах
Предмет нашего анализа — пункт «гимель» статьи 1 («Основные принципы») Закона:
«Реализация права на национальное самоопределение в Государстве Израиль принадлежит исключительно еврейскому народу.»
Возникает вопрос: как при наличии известного «принципа равноправия и самоопределения народов», включённого в статью 1 Устава ООН, при многонациональности населения, при том, что каждый шаг Израиля проверяется «под микроскопом» — как парламент еврейского государства мог позволить себе ввести в один из Основных законов страны такой рискованный пункт?
Ситуацию проясняет опубликованное в СМИ заявление премьер-министра Израиля:
«Британский мандат, который придал Декларации Бальфура правовое значение, предоставил национальные права еврейскому народу — и только ему — в Эрец Исраэль. Документ, в котором отмечалась историческая и библейская связь народа Израиля со своей землёй, был утверждён в 1922 году Лигой Наций, а в дальнейшем был принят ООН, и по сей день является обязывающим документом и базовым с точки зрения международного права, определяющего международный статус Эрец Исраэль.»
Нетаньягу, будучи политиком, а не юристом, лишь повторил в сжатой форме то, о чём постоянно говорят самые авторитетные юристы.
Трансформация слов «еврейскому народу — и только ему» в пункт «гимель» статьи 1 Закона — очевидна.
Теперь можно понять смысл и значение введения этого пункта в Конституционный закон Израиля.
Благодаря этому пункту Закон является обращением Израиля к миру с заявлением о признанных международным правом юридических правах еврейского народа, от которых он был отлучён в 1947 — 48гг при политическом, а не юридическом, решении проблемы его государственности.
Возрождаются из забвения права, от которых вынуждена была отказаться Декларация Независимости.
В условиях навязанной ему юридической войны Израиль задействует свой мощный юридический ресурс, который, по словам Говарда Грифа, «в полной силе и действии».
В какой форме заявляет Израиль о своих правах?
В форме включения положения международного права в своё внутреннее законодательство. А конкретно: одно из положений Британского мандата введено в Конституционный закон.
При этом сам источник права («мандат») в Законе не упомянут. Ситуация аналогична введению «мандата» в Устав ООН. В 1945г. этот документ — в ряду других документов Лиги Наций — был введён в статью 80 Устава ООН, при этом сами документы, в том числе и Британский мандат, поимённо названы не были.
Потенциал Закона
Закон говорит об исключительном праве еврейского народа на территорию, на которой находится Израиль на 19.7.2018.
В то же время источник этого права (Британский мандат) говорит об исключительном праве еврейского народа на бОльшую территорию: а именно, всю западную Палестину — от моря до реки Иордан. Эта территория, что особенно важно, включает в себя Иудею, Самарию и Газу, которые находятся в центре юридической и политической борьбы «мирового сообщества» против Израиля.
После введения источника прав еврейского народа на территорию в актуальный политический дискурс (а рассматриваемый Закон — через пункт «гимель» статьи 1 — делает именно это) создаётся совершенно новая ситуация.
1) Юридические права еврейского народа на территорию снова регулируются не юридически ничтожной резолюцией 181, а резолюцией конференции в Сан-Ремо, Британским мандатом и статьёй 80 Устава ООН.
2) Главное оружие «мирового сообщества» в юридической войне с Израилем — статья 49 4-ой Женевской конвенции — нейтрализуется (а проще: превращается в данном случае в ничто) со строгостью доказательства, которая присуща обычно математике, а не юриспруденции (см. статью «Реальность прорыва»). После этого «незаконность» израильских поселений в Иудее, Самарии и Газе повисает в воздухе и приобретает вид исторического недоразумения.
3) Тот же вид приобретает понятие «палестинская (в смысле — арабская) территория» — в формулировке «оккупация Израилем палестинской территории» (ибо речь идёт об Иудее, Самарии и Газе, на которые, как сказано выше, распространяется исключительное право еврейского народа).
Но «незаконность поселений» и «оккупация Израилем палестинской территории» — основа антиизраильской политики ООН, движения BDS и всего негатива в отношении мира к Израилю.
Устраняя эту основу, рассматриваемый Закон создаёт предпосылки существенного (возможно, радикального) улучшения международного статуса еврейского государства.
Октябрь 2018
Лев: «Но «незаконность поселений» и «оккупация Израилем палестинской территории» — основа антиизраильской политики ООН, движения BDS и всего негатива в отношении мира к Израилю»
Вы всерез надеетесь что антисимитизм туже сгинет и все будет в шоколаде? Надо уже усвоить что мы виноваты лиш тем что кушать им хочется…
Реально не вижу выходов из этого тупика: с феноменальной поддержкой правительства США, Израиль не может осуществить ничего фундаментального по разрешению проблемы палестинцев. Толи наши морали не позволяют, толи не хватает решительности. Если не сейчас, Трампа выживут так или иначе и такой поддержки Израилю не светит в будущем.
ООН как основа антиизраильской политики разваливается, подобно тому, как в своё время развалилась Вавилонская башня. Никакого единения созданием Лиги наций и сменившей её ООН достигнуто не было. Важнейшие договора и в период «холодной» войны, и сейчас были двухсторонними. Единение, если и было, то лишь в ненависти к евреям и к Израилю. Но теперь разваливается и оно.
…………………………………………………………………………………………
«Трампа выживут так или иначе и такой поддержки Израилю не светит в будущем». — это не факт. Всё больше стран становятся заинтересованными в том или ином сотрудничестве с Израилем. Сотруничество повлечет за собой и зависимость — не Израиля, а от Израиля. Таким образом, оснований для перехода от галутно-заискивающей позиции к уверенно-наступательной становится всё больше.
Всё больше стран становятся заинтересованными в том или ином сотрудничестве с Израилем. Сотруничество повлечет за собой и зависимость — не Израиля, а от Израиля.
—
Не факт. Действия нынешнего правительства, которое правое только по названию, а действует, как левое по сути (разве не Нетаниягу отдал Хеврон?) приведут лишь к тому, что Израиль свой наступательный потенциал растеряет и тогда никто и не вспомнит про резолюции ООН. Израиль просто ослабеет тогда. И вот тогда, те из арабских стран, которые вдруг стали искать дружбы — вонзят ножи под лопатку. В мировой истории всегда так было — дружат с сильным и успешным. Слабаком — гнушаются. И вдобавок — бьют.