Королева гитлеровского кино
Она родилась в семье высокопоставленного российского сановника — Константина Леонардовича Книппера. И он, и его жена были обрусевшими немцами, следовательно, этнической немкой же была и их дочь Ольга. Это, пожалуй, не имело особого значения при ее рождении, но сыграло колоссальную роль, когда Ольга приехала в Германию. Кстати, точно такое происхождение у ее тетки, жены Антона Павловича Чехова — Ольги Леонардовны Книппер, знаменитой актрисы МХАТа.
Благодаря положению родителей, Ольга Константиновна с детства вращалась в кругу высшей российской аристократии и творческой интеллигенции. С юных лет она была обворожительной красавицей. И одним из поклонников ее стал племянник писателя, Михаил Чехов. Их роман завершился свадьбой в 1914 году. Они прожили вместе 6 лет, плодом этого союза стала ее единственная дочь, тоже Ольга.
Уже в то время Михаил Чехов был выдающимся артистом. Он успешно трудился в СССР, стал народным артистом, но в 1928 году уехал в Германию, затем во Францию. Далее работал в Англии и США. Михаил Чехов был одним из величайших актеров, режиссеров и учителей сценического мастерства в ХХ веке. Первая и, пожалуй, единственная любовь Ольги, он навсегда остался ее тайным кумиром. Тем не менее, через год после их разрыва она вышла замуж за известного в то время кинопродюсера — венгра Ференца Яроши. И в 1922 году выехала с ним на Запад. Но за полгода до этого ее вызвали в Управление военной разведки, где с Ольгой беседовал его начальник Ян Берзин. Уговорами ли, а, может, и шантажом, но сумел он ее завербовать в нелегальную зарубежную агентуру. В течение нескольких месяцев на спецквартире ее знакомили с техникой агентурной работы, шифрования, снабдили явками, кодами и валютой. Однако дочь Ольга с бабушкой остались в Москве в качестве заложниц, и только когда Берзин убедился в надежности ее матери как нелегальной сотрудницы, он дал разрешение на их отъезд.
Актерская ее карьера развивалась более чем успешно. Талантливая актриса, обольстительная женщина, Ольга, буквально пленяла каждого мужчину, кто с ней общался. Пленила и ведущих театральных режиссёров, кинопродюсеров и критиков. Она играла в лучших берлинских театрах и очень много снималась. Не пренебрегала никакими ролями — от весьма фривольных эротических до вполне добропорядочных. И в любой ипостаси — проститутка ли, аристократка ли — Ольга была воплощением высочайшего шарма, блеска таланта и женского обаяния. К концу 20-х годов Ольга Чехова считалась лучшей актрисой Германии.
В то же время она стала близкой подругой любовницы Гитлера Евы Браун и через нее познакомилась с самим фюрером. Кстати, сделала это Ольга по прямому указанию Москвы. И ей не составило труда очаровать Адольфа, который остался ее верным поклонником до конца дней своих. Он считал ее величайшей актрисой и, став рейхсканцлером, присвоил специально для Ольги учрежденное звание — Государственная артистка германского рейха. Фюрер приглашал ее на самые престижные мероприятия и неизменно усаживал рядом с собой, демонстративно оказывая явные знаки внимания и восхищения. Он знал, что она немка, и это играло немалую роль в их отношениях, публичных и интимных.
Как, впрочем, осталась она и советской шпионкой, получившей совершенно фантастические возможности для добычи самой конфиденциальной информации. Источником ее были первые лица рейха и сам фюрер. Благодаря особым отношениям с Гитлером, Ольга постоянно общалась и с Геббельсом, Кейтелем, Шпеером и др. Особым вниманием пользовалась она у Геринга, жена которого, тоже актриса, была ее задушевнейшей подругой.
Другим источником оперативной информации являлись три старших офицера вермахта, которых она завербовала еще в 20-х годах, когда они были молодыми лейтенантами. В войну они служили в генштабе сухопутных сил. Естественно, информация, которой они располагали, была абсолютно бесценной, с точки зрения стратегического ее значения для советского командования.
Во многих публикациях последнего времени появились данные о том, что летом 1944 года гестапо начало подозревать Ольгу Чехову в агентурной деятельности. Правда, никакой конкретики у шефа гестапо Мюллера на нее было, и он решил допросить Ольгу, внезапно появившись на ее квартире, рассчитывая на шок такого события. Однако она о намерении Мюллера узнала своевременно и сумела пригласить Гитлера к себе именно на то время, когда шеф гестапо собрался ее посетить. Естественно, Мюллер отменил свой визит и понял, что для обвинения Ольги требуются весьма веские доказательства. А их у него и не было…
Но в чем же причина такого фантастического благоволения фюрера к этой, пусть и суперзвезде, пусть и обворожительнейшей женщине? Многие исследователи объясняют это крайне аномальными сексуальными пристрастиями Адольфа Гитлера. Причем, некоторые данные почерпнуты из книги Ольги Чеховой «Мои часы идут иначе», которая вышла в Мюнхене в 1973 году. В ней она приводит выдержки из дневника Евы Браун, последней любовницы Гитлера. Ева пишет, что его сексуальные пристрастия зависели от личности партнерши. Если она была ниже его по той шкале морально этического уровня, которой руководствовался Гитлер, то он просто насиловал ее, получая удовлетворение от анального секса. Такой была и Ева.
Но с женщиной, так сказать, «высшей категории», он мог испытать оргазм, только используя методы садомахизма. Гитлер просил такую даму, чтобы она его унижала физически: щипала, кусала, била и даже испражнялась на него. Однако эти партнерши были заведомо обречены. После таких извращений их так или иначе уничтожали, инсценируя самоубийство. Так погибли его племянница Гели Раубаль, актрисы Рене Мюллер, Анита Мидфорд и другие — всего семь женщин.
И только одна из таких сексуальных партнерш уцелела — Ольга Чехова. Видимо, Гитлер ставил ее намного выше всех своих подруг и не хотел лишаться того, что могла ему подарить в постели только эта женщина.
Во время штурма Берлина Ольга с дочерью жила в местечке Гросс-Глинике, где у нее была шикарная вилла. Там она и была арестована 27 апреля 1945 года офицерами военной контрразведки «Смерш» 1-го Белорусского фронта. Во время допроса Ольга назвала свой агентурный псевдоним «Мерлин», но смершевцы проявили полную неосведомленность и запросили Москву. Немедленно последовал приказ самого начальника Главного управления «Смерш» Абакумова доставить Ольгу самолетом в Москву. Там ее поселили на конспиративной квартире, где Ольга прожила на положении почетной узницы около двух месяцев, хотя и в высшей мере в комфортабельных условиях, однако, все же — взаперти.
Допросы вели сначала офицеры «Смерш», но вскоре их устранили, и беседовали с Ольгой только высшие чины МГБ, в том числе — сам Берия. Ольгу несколько раз возили в Кремль, где ее принимал Сталин, на последней встрече лично вручивший ей орден Ленина. Знаменательно, что никто из военной разведки ГРУ ГШ не имел понятия о том, что Ольга находится в Москве.
Не знали об этом и офицеры «Смерш», как и их начальник Абакумов. Но именно его попечению была вверена Ольга после ее возвращения в Берлин. Там ее поселили в специально отремонтированной квартире на улице Шпрее, оставив так же ей и виллу в Гросс-Глинике. За благополучие Ольги и ее близких отвечал лично начальник Управления «Смерш» группы советских оккупационных войск в Германии генерал-лейтенант А. Вадис, который ежемесячно рапортовал в Москву о проведенных в этом плане мероприятиях. А они состояли в охране ее квартиры и виллы, снабжении продовольствием, топливом, горючим для машины, обеспечении деньгами и всеми бытовыми услугами.
Такого внимания и заботы не удостаивались самые выдающиеся деятели науки, искусства Германии в советской зоне оккупации. Ольга продолжала сниматься в кино, выступала в театрах. В конце 1949 года она перебралась в Западный Берлин, а в 1955 году прекратила сценическую деятельность и основала весьма успешную в бизнесе фирму «Косметика Ольги Чеховой».
В бесчисленных интервью, встречах с деятелями массовой информации Ольга категорически опровергала попытки обвинить ее в сотрудничестве с советскими спецслужбами. Тем не менее, на Западе вышло немало книг, в которых Ольга Чехова фигурировала не иначе, как «Королева советского шпионажа». Скончалась она от рака мозга в 1980 году в возрасте 83 лет, унеся в могилу то, что не хотела открыть при жизни.
Богиня германской комедии
Так именовали выдающуюся актрису комедийного жанра, блиставшую на подмостках берлинской оперетты, в кинофильмах и на эстраде одновременно с Ольгой Чеховой. Ее звали там Марика Рекк. Но настоящее имя этой актрисы Мария Керрер, по национальности она венгерка, родилась в 1913 году в Будапеште. Обладая изумительными сценическими данными, талантливая, пластичная, красивая, в высшей степени сексуальная, она дебютировала в парижском ревю «Мулен Руж». Затем гастроли в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине. С самого начала сценической карьеры Марики было очевидно, что на эстраде заблистала звезда мировой величины. Ее эротические танцы буквально сводили с ума мужскую аудиторию.
Затем настал черед кино, где Марика подвизалась в том же амплуа, ее суперсексуальная фигура в зажигательном танце приносила любому фильму популярность и немалые доходы. Пика известности Марика достигает в середине 30-х годов и поддерживает такой высокий уровень сценического мастерства еще несколько десятилетий. Но десятилетие 1935 — 1945 гг., когда она жила в гитлеровской Германии и снималась в тамошних киностудиях, было особо значительно не только с точки зрения ее высочайшей популярности. Вторым аспектом этого плана являлась агентурная деятельность обольстительной Марики.
Ведь в то время в числе поклонников эротичнейшей кинодивы была вся правящая элита рейха, не исключая самого фюрера, который при знакомстве облобызал ей руку, назвал Марику «Нашей милой кудесницей» и в дальнейшем неизменно проявлял особую благосклонность. Благоволил к ней и сам хозяин германских театров, кино и СМИ, министр пропаганды Геббельс, о котором известно, что ни одна красивая немецкая актриса (кроме Ольги Чеховой) не миновала его постели. Прошла через нее и Марика Рекк. Судя по многим, вполне достоверным данным, она считалась весьма желанной «сладкой» женщиной и для других представителей элиты гитлеровского рейха. Пожалуй, убедиться в ее невероятной сексуальности смогли и граждане СССР, когда на экраны вышел трофейный фильм «Девушка моей мечты», в котором Марика Рекк предстала обнаженной.
Позже Михаил Ромм в кинофильме «Обыкновенный фашизм» назвал Марику Рекк «Главной звездой гитлеровского кино» и «кошкой немецкого секса». При всем уважении к этому выдающемуся кинорежиссеру, отметим, что был он не прав в обоих утверждениях. Главной кинозвездой была Ольга Чехова, а Марика и немкой не являлась. Но, и кроме того, Михаил Ромм не был сведущ в тайнах советских спецслужб, иначе, думается, не решился бы так аттестовать одну из эффективнейших шпионок, действовавших в столице рейха.
Забавный «дележ» Марики Рекк произошел в последнем десятилетии ХХ века. Серго Берия в своей книге «Мой отец Лаврентий Берия» сообщил: «Работала на Советский Союз и другая известная актриса — венгерка по национальности, Марика Рекк. Если Ольга Чехова была человеком, близким к Гитлеру, то Марика Рекк была своим человеком к кругу министра пропаганды Геббельса… Она имела доступ, без преувеличения, к ценнейшим разведданным, которые по линии стратегической разведки моего отца шли в Москву…»
После выхода из печати книги Серго Берии появилось официальное заявление пресс-службы Главного разведуправления генштаба России, в котором сообщалось: Марика Рекк не имела никакого отношения к закордонной разведке НКВД, поскольку была нелегальной сотрудницей советской военной разведки.
Это подтверждает и Александр Авербух, в книге которого «Рассекреченные судьбы» сказано, что Марика Рекк принадлежала к агентурной группе «Крона», ее шефом был легендарный военный разведчик Герой России Ян Черняк. А сведения от группы «Крона» шли важнейшие, и реакция советского руководства на них была весьма положительной.
Как видим, одним из источников этих сведений была обольстительная актриса, добывавшая их вековым способом шпионок: между двумя простынями. Ее имя сегодня — единственное, ставшее достоянием гласности из всей группы, кроме самого Черняка. Достоверность ее агентурной службы подтверждают такие осведомленные исследователи деятельности советской разведки, как Игорь Дамаскин, Виталий Павлов, Леонид Млечин, Гала Анни, Ольга Егорова.
И хотя эти сведения стали известны еще при жизни Марики Рекк, но это не повлияло на ее образ жизни. А она продолжала выступать почти до последних лет. Умерла Марика в 91 год.
Марк ШТЕЙНБЕРГ