— Здравствуйте, уважаемый рав! Вы как-то в видеоответе говорили о шаббате, и некоторые вещи мне непонятны. Допустим, человек живёт на 5, 8, 12, 16 этаже, и подняться туда — это не работа (хотя физически трудно), а нажать один раз пальцем на кнопку вызова лифта — это работа. Не понимаю логики. Ведь подниматься намного сложнее физически и теряется гораздо больше времени. Не знаю, как у вас, у нас в среднем 16-20 ступенек от одного этажа к другому. То есть человек делает минимум 90, 128, 160 и 256 шагов.
Или возьмём, к примеру, то, что вы, как я понял, не пользуетесь электрическими приборами в целом. Допустим, в шаббат вам стучат в дверь, вы встаёте, идёте и открываете. Это нормально, это не работа. А ответить на звонок трезвонившего телефона, который лежит рядом — работа. Не понимаю.
Ведь в обоих перечисленных примерах последнее гораздо проще (хотя бы физически) и экономит время. В обоих случаях требуется всего-навсего нажать на кнопку, нежели действовать физически всем телом.
Спасибо заранее, и не сочтите за провокацию, просто интересно узнать и понять мысли людей, установивших такие порядки.
Всего Вам доброго!
Дмитрий, Германия
— Ваша эмоциональная реакция, выраженная в словах — «не понимаю логики» или просто в крике души — «не понимаю», а также Ваше стремление «понять мысли людей, установивших такие порядки», проистекают из одного общего корня. Вы предположили, что в Торе есть некий абстрактный запрет на то, чтобы совершать работу в шаббат. При том что определение, что такое работа, Вы выводите на основе собственных умозаключений, которые, в свою очередь, строятся на оценке, сколько времени и физических усилий требуется на осуществление тех или иных действий.
На самом же деле все — несоизмеримо глубже.
Определение, что следует считать «работой» в шаббат, не люди выдумали. Его, это определение, дал нам сам Всевышний. То есть Тот, кто дал нам закон, предписывающий соблюдать субботу, Он же и установил, какие виды работ в субботу запрещены. Если внимательно и всерьез изучать Тору и наши законы, постепенно становится ясно, что, к примеру, действие, обозначенное в Вашем письме словами «всего-навсего нажать на кнопку» (электроприбора, телефона и т.п.) совсем не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Оно влечет за собой замыкание электрической цепи. То есть запуск источника электроэнергии. Иными словами — зажигание света. А так же «завершение» некой структуры, по сути приведение электрической цепи в некое завершенное состояние.
Производить эти действия в субботу запрещается.
Отвечал Рав Элиягу Эссас