После того как 16 ноября Палата представителей одобрила предложенный президентом Трампом проект налоговой реформы, так же решил бюджетный комитет Сената, и их вариант закона поступил на обсуждение полным составом верхней палаты Конгресса.
Встретившись с сенаторами-однопартийцами, Трам назвал это «праздником любви», выразив не столько уверенность, сколько надежду, что этот билль пройдет, хотя неизбежно обрастет поправками, уточнениями и добавлениями. Предложенное им сокращение подоходных налогов — 20% вместо 35% с корпораций и три ступени в 12%, 25% и 35% с граждан — президент называет «крупнейшим в истории нашей страны», а его недруги утверждают, что это очередная уловка, лишь бы дать богатым стать богаче, а бедным — беднее. «Мы восстановим наше конкурентное преимущество, сократив налоги на бизнес впервые более чем за 30 лет, и привлечем обратно триллионы долларов, которые сейчас хранятся за рубежом, чтобы эти деньги можно было использовать для восстановления Америки», — сказал Трамп в начале ноября.
В бюджетном комитете билль налоговой реформы прошел со скрипом счета 12:11 по партийной принадлежности, и Трамп рассчитывает хотя бы на такую, но победу при голосовании полным составом Сената, где сейчас 52 республиканца и 48 демократов. На такой результат голосования надеяться не приходится, так как сенаторы-республиканцы Рон Джонсон и Боб Коркер, которым вообще не нравится Трамп, сказали, что намерены голосовать против. При таком раскладе, считая, что демократы будут дружно против, счет может стать 50:50, но и тогда победа достанется Трампу, потому что решающий при равном счете голос принадлежит председателю Сената, вице-президенту Майку Пенсу, который вряд ли поддержит демократов. Во всяком случае, глава республиканцев Сената Митч Макконелл пошутил, что держит в руке кубик Рубика и пытается набрать 50 голосов. Шутка шуткой, а сравнение результата предстоящего голосования в Сенате по налогам можно сравнить не с кубиком Рубика, а с чертом из табакерки, которым, при всем уважении к нему, может стать сенатор-республиканец Джон Маккейн.
«Утопив надежды своей партии на отмену Закона о доступном здравоохранении, — написала в среду New York Times, — этот республиканец из Аризоны может держать в руках судьбу налоговой реформы. В последнее время Маккейн помалкивал о своих взглядах на быстрое решение налоговой реформы в Сенате, говоря, что видит в существующем билле некоторые проблемы, но ждет окончательного плана, чтобы принять решение». Газета отмечает, что даже те, кто хорошо знают Маккейна, не уверены в этом решении, а «если положиться на историю, у республиканцев есть причина для беспокойства». Речь о том, что 81-летний Маккейн терпеть не может Трампа. Политтехнолог Даглас Холц-Икен, который был советником президентской кампании Джона Маккейна в 2008 году, в интервью New York Times уклончиво сказал, что «у большинства людей есть вещи, которые им не нравятся, и вопрос в том, что предпочтительнее — статус-кво или билль».
В прошлом сенатор несколько раз голосовал против крупного снижения налогов. Когда в 1994 году республиканцы получили большинство в обеих палатах Конгресса, сенатор Джон Маккейн призвал коллег помнить уроки президента Рональда Рейгана. «По-моему, — заявил он тогда, — мы совершим ужасную ошибку, если вернемся в 80-е годы, когда снижали все налоги и вдруг оказались в долгах, которые пришлось ежегодно выплачивать в сумме большей, чем мы тратим на оборону». Первый раз претендуя на Белый дом в 2000 году, Джон Маккейн позиционировал себя сторонником скорее финансовой ответственности, нежели снижения налогов. В дебатах с соперником-однопартийцем Бушем-младшим он заявил, что прежде всего «нам нужно выплачивать долг и бороться за платежеспособность системы Social Security».
Когда в 2001 году сенаторы-республиканцы предложили снизать налоги в общей сложности на 1,35 трлн долларов, Маккейн высказался против, не согласившись с предложением опустить потолок налогов с самых богатых до 35%, но повременить с налоговыми льготами для семейных пар. Через два года он проголосовал против очередной попытки снизить налоги, заявив, что это будет экономия «миллиардов долларов для самых богатых нашей страны». При президенте Буше-младшем сенатор Маккейн пошел против большинства своей партии на том основании, что снижения налогов в 2001 и 2003 годах в основном «обогатили богатых» — страшный козырь сегодняшних противников налоговый реформы Трампа.
Сенатор Маккейн считается ярым противником бюджетного дефицита, и его вряд ли устроит перспектива, что в результате предложенного Трампом снижения налогов национальный долг за 10 лет увеличится на полтора триллиона долларов. Нынешний билль сенаторов-республиканцев предлагает опустить потолок корпоративного налога с 35% до 20%, но не сразу, а только к 2019 году. Билль удваивает обычные списания с подоходного налога семейных пар, которые смогут экономить в среднем 24 тыс. долларов в год вместо нынешних 12 700 долларов. Билль Сената предусматривает дополнительные налоговые льготы для родителей и другие послабления для среднего класса, который демократы считают погибающим под гнетом Трампа, а сенатор-республиканец Маккейн старается спасти своими силами. В политике это называется «сидеть на заборе».
Стратег республиканцев Стив Шмидт, который был и остается советником Маккейна, частично объясняет его скептицизм, считая, что если законодатели всерьез имеют в виду все, о чем они столько говорили про экономику, которая должна быть экономной, то билль налоговой реформы Трампа не пройдет. А если пройдет, значит, это были пустые слова, но есть и другие мнения. Гровнер Норквист, глава движения «Американцы за реформу налогов» (Americans for Tax Reform), надеется, что Джон Маккейн на время забудет о враждебности к Дональду Трампу и проголосует за налоговый билль, поняв, что нужно и его партии, и экономике его страны.
Если республиканцы Сената одобрят свой налоговый план, им придется согласовать его с планом палаты представителей, а затем снова голосовать. С учетом того, что до ухода законодателей обеих палат на рождественские каникулы остается несколько недель, это довольно сложно. «Я полагаюсь на молитву и надеюсь, что мы успеем сделать это до Рождества», – сказал сенатор-республиканец Тим Скотт, а президент Трамп незыблемо оптимистичен и стоит на своем. «Мы преподнесем американскому народу большой подарок на Рождество в виде огромного сокращения налогов, — сказал он 2 ноября в Белом доме. — Это будет самое большое сокращение налогов».
Невозможно записать более глупое