Тысячеликий шпион

Блистательный суперагент Джеймс Бонд вот уже больше сорока лет спасает мир от всяческих напастей. Несмотря на почтенный возраст, он по-прежнему моложав и подтянут. Рекорд долгожительства Бонда – прямая заслуга знаменитого продюсера Альберта Брокколи и его наследников, для которых эксплуатация светлого образа агента секретной службы Ее Величества стала семейным бизнесом.

В ноябре нынешнего года ожидается новое пришествие Бонда – на этот раз в несколько непривычном облике блондина Дэниела Крейга, принявшего эстафету у Пирса Броснана. Заявленный бюджет новой картины «Казино Рояль» – $105 млн.

Овощной гарнир

Американец с итальянскими корнями Альберт «Кабби» Брокколи родился в Нью-Йорке 5 апреля 1909 года. Смешная «овощная» фамилия досталась ему в наследство от предков, которые, как утверждал Альберт, и вывели брокколи, а впоследствии привезли эту разновидность цветной капусты в Соединенные Штаты. Сообразно семейной традиции, родители Альберта занимались сельским хозяйством, и сам он тоже собирался посвятить жизнь выращиванию овощей. Однако судьба распорядилась иначе. Навестив своего кузена Пэта ДеСикко, который жил в Лос-Анджелесе и работал агентом сразу у нескольких кинозвезд того времени, молодой Брокколи увлекся кино и навсегда оставил карьеру агронома.

В 1940 году Альберт женился на актрисе Глории Блонделл. Спустя пять лет этот брак распался, однако помог Брокколи стать своим в мире кино. Вскоре киностудия 20th Century Fox наняла его в качестве помощника режиссера на съемки картины «Преступник», увидевшей свет в 1943 году. Первый опыт оказался удачным, и Fox заключила с Брокколи постоянный контракт. Развитие кинокарьеры несколько затормозила служба в армии, где Брокколи отвечал за культурный отдых американских солдат, но после окончания Второй мировой войны он вновь вернулся в Голливуд.

В 1946 году кузен Пэт привлек Кабби к участию в картине «Лавина», на съемках которой он познакомился с режиссером Ирвином Алленом. Вместе они организовали собственную независимую продюсерскую компанию Warwick Pictures, офис которой обосновался в Лондоне. В те годы британское правительство выделяло немалые средства на развитие кинобизнеса, что и побудило партнеров перебраться в Англию.

Брокколи и Аллен нашли свою нишу в приключенческом и остросюжетном кино. Одним из самых удачных совместных проектов стал фильм 1953 года «Красный берет» (в американский прокат он вышел под названием «Парашютист»). Однако попытка уйти от легкого жанра привела партнеров к банкротству: картина 1960 года об Оскаре Уайльде, где открыто обсуждались гомосексуальные наклонности английского писателя, была плохо встречена критикой и провалилась. После этой неудачи тандем Брокколи и Аллена развалился.

К тому времени Брокколи был женат уже третьим браком, и ему нужно было содержать семью, в которой подрастали несколько детей. Однажды жена спросила его, как он намеревается это делать, на что Кабби ответил, что давно мечтает сделать фильм по произведениям Иена Флеминга о Джеймсе Бонде.

Дело на миллион долларов

Оказалось, что мечта эта вполне осуществима. Вскоре случай свел Брокколи с канадским продюсером Гарри Зальцманом, который незадолго до этого задешево приобрел права на экранизацию романов Флеминга. Вместе они основали кинокомпанию EON Productions. По легенде название EON расшифровывается как Everything or Nothing (все или ничего) и позаимствовано у одного из популярных романов Флеминга. Сам Брокколи утверждал, что название не несет никакой смысловой нагрузки.

Вскоре был подготовлен проект первого фильма «бондианы» – «Доктор Но». В поисках финансирования Брокколи и Зальцман обратились к Артуру Криму – главе кинокомпании United Artists. Тот принял идею с воодушевлением, но смог выделить на постановку всего $1 млн.

Скромный бюджет картины исключал возможность приглашения на роль Бонда уже состоявшейся кинозвезды, хотя Брокколи видел в этом образе своего давнего друга Кэри Гранта. Продюсеры отсмотрели несколько кандидатов, но ни один им не понравился. Наконец режиссер картины Теренс Янг убедил их попробовать малоизвестного шотландского актера Шона Коннери, который практически не имел опыта работы в кино.

На встречу с продюсерами Коннери явился в коричневой рубахе без галстука, мятых брюках и грубой куртке. Однако его грация и природный магнетизм произвели должное впечатление.

Книжный Бонд был в целом личностью малоприятной, но Коннери сумел очеловечить своего героя, привнести в его образ юмор и шарм. Даже литературный отец Бонда Иен Флеминг, вначале скептически отнесшийся к исполнителю главной роли, проникся его талантом. В последних книгах он специально упомянул, что отец Бонда был шотландцем.

Менялись режиссеры, менялись и Бонды. Шон Коннери снялся в пяти первых лентах, но потом устал изображать вечного супергероя и решил вернуться к серьезным ролям. Ему на смену взяли австралийского манекенщика Джорджа Лазенби, который сыграл Бонда в фильме «На секретной службе Ее Величества». Новый Бонд понравился публике, но сам он испугался, что популярность агента 007 скоро пойдет на спад, и поэтому отказался сниматься в новых сериях, о чем впоследствии очень жалел.

На следующий фильм – «Бриллианты вечны» – продюсерам вновь удалось заманить Шона Коннери, которому требовались средства для Шотландского международного образовательного фонда. За свое участие в седьмом фильме бондианы Коннери получил невиданный по тем временам гонорар в $1,25 млн. плюс отчисления от прокатных сборов. Это была последняя роль Коннери в рамках официальной бондианы.

Новым Бондом стал Роджер Мур, который в свое время проиграл кастинг на роль в «Докторе Но» Шону Коннери. В его исполнении агент 007 больше напоминал героев комиксов, но и Муру удалось завоевать любовь поклонников. Всего он снялся в семи картинах бондианы.

В 1976 году Гарри Зальцман под давлением кредиторов был вынужден продать свою долю в Danjaq (холдинговой компании, куда входила EON Productions), так что Альберт Брокколи остался единственным продюсером серии. На помощь ему пришли члены семьи – пасынок Майкл Уилсон и дочь Барбара Брокколи, которые, начиная с 1970-х годов, принимали все более активное участие в производственном процессе.

Для Альберта Брокколи бондиана стала семейным бизнесом в итальянских традициях. Люди, которым довелось с ним работать, вспоминают его как необычайно душевного и чуткого человека, готовившего для съемочной группы спагетти и часто приглашавшего к себе домой. Правда, душевность эта не распространялась на денежные отношения, и с агентами актеров он сражался за каждый пенни в контракте.

Следующим после Роджера Мура агентом 007 стал Тимоти Далтон, чей «шекспировский» Бонд, по утверждению критиков и зрителей, был наиболее близок к флеминговскому варианту. Актер успел сняться в двух лентах, успех которых у зрителей по сравнению с предыдущими картинами был относительно невелик.

Возможно, это удалось бы исправить в новых фильмах, но в 1989 году производство бондианы застопорилось на несколько лет. Причиной послужило судебное разбирательство между кинокомпаниями MGM/United Artists, с одной стороны, и Sony Pictures – с другой. Поводом для спора стало намерение последней выпустить собственный фильм о Бонде совместно с бывшим соавтором Иена Флеминга Кевином Макклори.

Не думай о секундах свысока

В начале 1990-х годов Альберт Брокколи, у которого возникли серьезные проблемы со здоровьем, окончательно отошел от дел. Он ушел из жизни в 1996 году, но успел «благословить» на роль нового Бонда, которым на этот раз стал ирландец Пирс Броснан. Сыграть суперагента ему предлагали еще в 1980-х, но тогда Броснана связывал жесткий контракт с сериалом, где он играл детектива Ремингтона Стила, и ему пришлось отказаться. Впрочем, как считают многие, вынужденный простой пошел ирландцу только на пользу: его Бонд получился не мальчиком, но мужем, отличающимся зрелым обаянием, которое было свойственно и Шону Коннери.

Пирс Броснан снялся в четырех картинах, и каждая из них стала успешной. Последняя лента – «Умри, но не сейчас» – стала двадцатой по счету и вышла в год 40-летия бондианы. Помимо уже традиционного кассового успеха, этой картине принадлежит своеобразный рекорд: бюджет скрытой рекламы в ней составил, по некоторым подсчетам, до $120 млн.

Продюсеры бондианы обычно крайне тщательно выбирают партнеров для подобного сотрудничества. Количество рекламы в каждом фильме ограничено – чтобы не раздражать публику и не отвлекать ее внимание. В конце концов, подчеркивает Уилсон, «мы делаем фильм, а не рекламный ролик».

Верхушка айсберга – брэнды, которые появляются непосредственно в картине. Три непременных атрибута мира Бонда – часы, автомобили и шампанское – обязательно известных марок. Зачастую они не просто служат декорацией, но играют определенную роль в сюжете, как, например, уже упомянутый Aston Martin DB5 с функцией адаптивного камуфляжа из ленты «Умри, но не сейчас», который по желанию героя может становиться невидимым. Вообще серебристо-серый Aston Martin – самый любимый автомобиль Бонда, он ездил на нем также в «Голдфингере», «Шаровой молнии», «Золотом глазе» и «Завтра не умрет никогда». В январе 2006 года одна из машин Бонда была продана с аукциона неизвестному коллекционеру за $2 млн. с лишним.

Другие брэнды, мелькающие в фильме, обычно играют более скромную роль, хотя для особо почетных спонсоров делаются исключения. Так повезло, например, минеральной воде Perrier, ради которой в сценарий «Золотого глаза» был вписан отдельный эпизод: на угнанном у русских танке Джеймс Бонд врезается в грузовик, доверху набитый ящиками с минералкой.

Вторая категория спонсоров – компании, чья продукция вообще не упоминается в картинах. Тем не менее они принимают финансовое участие в промоутинге фильмов, взамен получая возможность использовать образ Бонда в своей рекламе. Список партнеров такого рода довольно эклектичен – магазины Galleries Lafayette, рестораны Planet Hollywood или сеть гостиниц Club Med.

Наконец, третья группа лицензиатов – фирмы, которые платят за право использовать имя Бонда и всю связанную с ним символику в собственной продукции. Среди них – компания BIC, выпустившая в 1999 году серию коллекционных зажигалок, на которых изображены сцены из самых знаменитых фильмов бондианы. После каждого фильма продюсеры продают подобные лицензии десятками – спрос на них есть всегда.

«Умри, но не сейчас» стал последним фильмом с участием Пирса Броснана. Многочисленные фанаты картины, затаив дыхание, ждали, кто же станет новым Бондом – первым агентом 007, которого выбрал не сам Альберт Брокколи. Выбор наследников великого продюсера оказался несколько неожиданным: это британский актер Дэниел Крейг. Первый в истории Бонд-блондин появится на экранах в ноябре 2006 года в фильме «Казино Рояль». Эта картина – впервые за много лет – основывается на оригинальном произведении Иена Флеминга.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора