После завершения всех работ Моше дает подробный отчет о расходе материалов на строительство переносного Храма, Мишкана. Евреи приносят готовые изделия. Моше положительно оценивает их труд и благословляет народ. Б-г велит Моше установить Мишкан первого числа месяца нисана и описывает порядок монтажа и размещения храмовой утвари. Моше выполняет все указания. Мишкан готов, и на него опускается «облако Славы». Это значит, что Б-г «вселился» в свою земную обитель. Когда облако поднималось над Мишканом, евреи отправлялись в путь. Ночью дымное облако сменялось огненным столбом.
***
«И доставили Шатер Откровения (Мишкан) к Моше…» (39:32).
Раши объясняет, что никто не мог воздвигнуть Мишкан из-за тяжести балок. Поэтому детали Мишкана были переданы Моше, и он собрал их в единое сооружение.
Но ведь строители могли объединиться в группу и совместными усилиями смонтировать Мишкан. Почему они это не сделали?
Ответ таков. Мудрецы Талмуда сравнивали строительство Мишкана с сотворением мира. Б-г создал мир в одиночку. Поэтому и Мишкан был построен одним человеком, полномочным представителем Б-га. Никто кроме Моше не мог выполнить эту задачу, поскольку не было в мире другого человека, столь близкого к Творцу и достойного подражать Ему.
Зачатие и рождение
«И сказал Б-г, обращаясь к Моше: “В день новолуния первого месяца, в первый день месяца, воздвигни Мишкан”» (40:2).
Мишкан предполагалось воздвигнуть в конце месяца кислева, то есть в те дни, когда много веков спустя евреи начали праздновать Хануку. Однако его строительство было отложено до начала весеннего месяца нисана, месяца Исхода. Чем была вызвана эта отсрочка?
Мишкан, символ служения Б-гу, был построен в честь праотца Ицхака, чьим главным качеством было беззаветное служение Творцу. Он и сам родился первого нисана.
На самом деле заповедь строительства Мишкана была получена в Йом Кипур, десятого тишрея, когда Моше Рабейну спустился с горы Синай, неся вторые скрижали.
Строительство Мишкана было подобно сотворению мира. Стремясь примирить мнения рабби Элиезера и рабби Иегошуа в талмудическом трактате «Рош Хашана» относительно времени, когда возник наш мир, комментаторы пишут, что Б-г решил создать его в тишрее, но в действительности создал в нисане. Точно так же и Мишкан был «зачат» в тишрее, а произведен на свет в нисане.
Посол Его величества
«И прикрепи два камня к лямкам эфода — напоминание сынам Израиля…»(39:7).
Когда делаешь тшуву, переходишь к религиозному образу жизни, самое трудное — это впервые надеть кипу. Кажется, что все смотрят на тебя, кто с насмешкой, кто с неприязнью.
Однако спустя некоторое время, привыкнув к своему новому облику, начинаешь ощущать себя послом избранного народа, полномочным представителем самого Творца вселенной. Ты знаешь, что по твоему поведению будут выставлять оценку всему религиозному еврейству и Торе. Вот почему ты больше не имеешь права переходить улицу на красный свет, даже если ближайший автомобиль в километре от зебры. Стоящие рядом пешеходы испытующе косятся на тебя. Поспешишь — и услышишь в спину: «Смотри-ка, датишник, а туда же. Правила движения не для него писаны». И в очереди изволь стоять смирно — иначе нарвешься на замечание: «Куда прешь, пейсатый! Все они такие!»
В отличие от негра еврей может при желании слиться с толпой — укоротить нос, укоротить имя. Но когда он выламывается из стройных рядов, начинает с гордостью носить символы иудаизма, его действия представляют не только лично его, но и весь еврейский народ, во всех поколениях, включая его давно умерших бабушек и дедушек из штетла.
Описывая порядок изготовления эфода — передника, входящего в комплект служебных одежд первосвященника, — Тора повелевает: «И прикрепи два камня к лямкам эфода — напоминание сынам Израиля…» На этих камнях, своеобразных маршальских погонах высшего духовного лица еврейского народа, были вырезаны имена двенадцати колен. Они напоминали евреям, что их имена запечатлены на священных одеждах. С такими именами нельзя вести себя недостойно ни в большом, ни в малом.
Максимум скромности
«И закрыло облако Шатер Откровения, и слава Б-га наполнила Шатер… И когда поднималось облако над Шатром — отправлялись сыны Израиля во все странствия свои, а если не поднималось облако, не отправлялись они в путь… Ибо облако Б-га стояло над Шатром Откровения днем, и огонь виднелся в нем ночью на глазах у всех сынов Израиля во время всех их странствий» (40:34–38).
Этими словами завершается раздел «Пикудей» и вся книга «Шмот» («Исход»), вторая в Пятикнижии. Мидраш рассказывает, что Всевышний потребовал проводить церемонию открытия Мишкана с максимальной скромностью и целомудрием.
Храмовый комплекс был закрыт спереди вуалью, а сзади к нему прикрепили шлейф, как у невесты, чтобы показать: главная сущность и несравненная святость этого сооружения не в тех великолепных материалах, которые пошли на его строительство, и даже не в мастерстве зодчих, а в духовной наполненности этого сборного сооружения и его обстановки. Если забыть об этом, если увлечься внешней помпезностью и бьющей в глаза роскошью храмовых атрибутов, то Храм неизбежно превратится в идола, а храмовая служба — в идолопоклонство.
До своего первородного греха Адам и Хава не ведали стыда и поэтому не нуждались в одежде. Они прекрасно знали, что суть человека — его душа, «нешама», а тело — лишь ее оболочка, или, если хотите, скафандр, в который она облачена во время своего пребывания на планете Земля.
После грехопадения первых людей эта разграничительная линия была размыта. Поэтому возникла необходимость ввести одежду, чтобы снова показать людям, что тело необходимо лишь как вместилище души. Видя телесную оболочку человека, многие ошибочно придают ей первостепенное значение. Именно по этой причине иудаизм, как и другие монотеистические религии, требует носить скромные одежды, максимально закрывающие тело. Такая одежда не только «предохраняет от греха», но и подчеркивает внутреннюю, скрытую от глаз духовную сущность человека, которой он, собственно, и отличается от других живых существ.
Отсюда повышенное требование иудаизма к женской скромности. В секулярной западной культуре статус женщины часто бывает низведен до уровня материального объекта, способного приносить лишь физическое удовольствие. Все внимание сосредоточено на ее внешних достоинствах. У нас, евреев, по-другому. Наши женщины традиционно одеваются в скромные, закрытые одежды, которые выводят на первый план их сущностную красоту и внутреннее достоинство. Как сказано в Торе, «вся слава царской дочери — внутри».
Художник Илекс Беллер