Окончание. Начало тут
На северо-западе с хазарами граничила Киевская Русь, которой правили пришельцы из Скандинавии, варяжские племена русов. Еврейские руководители не раз привлекали дружины этих воинственных князей для войны с дейлемитами, персидским племенем, населявшим южное побережье Каспия и мешавшим торговле, которую вели хазарские евреи. Однако многие походы русов на юг заканчивались неудачей. А в 913 году русы и вовсе были разгромлены этими мусульманами.
Последующие десятилетия знаменательны почти непрекращавшимися войнами, которые вело еврейское правительство Хазарии с племенными формированиями русов и подвластных им славян, образовавших крепнувшее Киевское княжество. Опорной базой хазарской армии в этих войнах служила мощная крепость Саркел, сооруженная в нижнем течении Волги еще в 834 году. Киевский князь Игорь в 939 году собрал большое славяно-русское войско и в течение одной летней кампании сумел овладеть принадлежащей хазарам крепостью Самкерц (ныне Тамань), прилежащими землями и некоторыми населенными пунктами на южном берегу Крыма.
Хазарский каган Иосиф Обадия Второй приказал подготовить большое войско, чтобы окончательно лишить киевских агрессоров возможности впредь совершать подобного рода набеги. Назначенный им полководец-еврей, которого летопись называет «достопочтенным Песахом», в короткий срок собрал более 40 тысяч воинов, в основном из Гургана. Это были полки легковооруженной конницы. Главной ударной силой армии Песаха являлись четыре еврейских полка, по тысяче воинов в каждом, которые были по тем временам прекрасно вооружены и имели лучших лошадей.
Кстати, против тяжелых русских мечей и копий евреи и гурганцы были оснащены легкими и очень острыми саблями, которые в еврейской коннице были, как правило, из дамасской стали. Сабли хазарского войска успешно противостояли тяжелым мечам в поединках, из которых в то время, по сути, и состояла битва. Войско Песаха коротким ударом выбило русов из Самкерца, на лодках и плотах переправилось через Керченский пролив и двинулось по южному берегу Крыма. Одна за другой пали под ударами евреев почти все крепости, сооруженные еще греками.
Уцелел только мощный, укрепленный Херсонес, потому что Песах решил не задерживать войска для осады и не рисковать штурмом этой цитадели, а двинулся на север. Перейдя Перекоп, хазарская армия пошла прямо по Киевскому княжеству, громя попутные крепости и уничтожая их гарнизоны и пытавшиеся оказать сопротивление отряды противника. К Киеву Песах поспел неожиданно для русов и, не дожидаясь основных сил, с ходу штурмовал город и взял его своим передовым отрядом, причем, как говорит летописец, «впереди всех сам Песах, как орел взлетел на стены».
Однако уничтожать жителей или брать их в полон еврейский полководец не стал. Он потребовал и получил большую контрибуцию и заключил с русами договор, по которому они сдали все свои мечи хазарам и могли их получить, только если хазарское правительство захочет направить русские дружины против своих врагов.
В 943 году еврейский правитель Хазарии и в самом деле приказал русам идти походом на Восточное Закавказье и южное побережье Каспия. Однако поход завершился тяжелым поражением, и большинство русских воинов было истреблено.
Итак, благодаря умелому и энергичному военно-политическому руководству евреев в IX–X веках Хазария превратилась в одну из самых могущественных и богатых стран Евразии. Однако в 964 году молодой и талантливый полководец, князь киевский Святослав, собрав большое войско и пригласив к походу давних врагов хазар — печенегов и гузов, пошел войной на Хазарию. Сам Святослав по Волге спустился к столице Хазарии, городу Итилю, а его союзники присоединялись к нему по мере подхода к дельте. С Дона туда же подошли печенеги, с реки Яик подтянулись и гузы.
Столица Хазарии вольготно раскинулась на большом — 18 километров в ширину — острове в дельте Волги. Почти весь этот город состоял из глинобитных и деревянных строений. Каменными были только дворец кагана, синагоги и мечети. Ни сколько-нибудь солидных оборонительных укреплений, ни башен, ни рвов оборудовано не было, надеялись на мощь армии да на островное расположение столицы.
Между тем при подходе огромной армии Святослава (а шел он весьма быстро, не отягчаясь обозами), напавшей врасплох, когда большая часть войск Хазарии была отвлечена в других частях страны, оставшиеся малочисленные отряды наемников предпочли сбежать в свои пределы. Бежали и многие жители Итиля, в основном это были мусульмане и слабодушные хазары. В городе остались одни евреи, и их полки вместе с мирными жителями приняли решение с боем пробиваться через войско Святослава.
Военачальники сознавали, что большинство воинов поляжет в неравной сече, но рассчитывали на дерзость и неожиданность таранного удара лучших, отборных еврейских полков, под прикрытием которых из города должны были уйти семьи. Руководимые каганом, ночью в боевом порядке евреи врезались во вражеский стан, плотно обложивший Итиль. Войско Святослава по численности во много раз превосходило евреев, и они бились, здраво понимая, что при таком раскладе надежд на победу нет, но ценой самопожертвования надеялись обеспечить спасение своих семей. Обманным маневром вызвав удар на себя, отвлекши основные силы Святослава, они смогли выполнить свой замысел частично, спасти часть семей, которые ушли к Тереку.
Однако подавляющее большинство еврейских воинов было изрублено в неравном бою, хотя и русы, и их союзники понесли немалые потери. Евреи дрались беззаветно, с решимостью обреченных. На Терек удалось прорваться примерно пятой части еврейского населения Итиля. Святослав не сразу двинулся в преследование. Оправившись от потерь, он только на третий день пошел к Тереку. Там он осадил и взял штурмом второй по значению город хазарских евреев — Семендер, располагавшийся между нынешними станицами Гребенской и Червленной. Еврейские воины, запершись в цитадели Семендера, до последней возможности оборонялись, но были полностью перебиты в неравном сражении.
От Семендера Святослав двинулся к последнему оплоту евреев — крепости Саркел, которая находилась в то время в районе нынешней станицы Цимлянской. Саркел также пал после ожесточенного сопротивления. Этот поход русского полководца окончательно подорвал могущество Хазарского каганата.
Общины евреев еще долгое время сохраняли свое присутствие и даже руководство в некоторых районах Кубани, в Северном Крыму, а также в городе Тмутаракань, напротив Керченского полуострова. В этом городе в 1022 году находилась небольшая дружина варяжского князя Мстислава, изгнанного из своего удела. К городу подошли несметные толпы касогов и обложили его со всех сторон.
Тогда еврейские отряды и дружина русов вышли из города и построились в боевой порядок перед касожскими полками. По обычаям того времени все должен был решить поединок между вождями, и в этом поединке Мстислав победил касожского богатыря Редедю и убил его. Касоги бежали, а Мстислав с дружиной стал княжить в Тмутаракани. Отсюда он во главе сборного войска из русов и евреев совершил много походов, в том числе и к Киеву, победил варяжскую дружину Ярослава в битве при Листвене в 1024 году.
После этой победы Мстислав стал княжить в Чернигове, евреи же еще больше укрепились в Тмутаракани. Это положение сохранялось вплоть до событий 1078 года, когда приглашенные ими дружины князей-изгоев Олега и Романа Святославичей двинулись походом на Русь, но были разбиты и попали в плен. Выйдя из плена, Олег договорился с касогами и ясами о совместном походе на Тмутаракань. В это время там правил еврейский князь Давид, который и организовал оборону города.
И снова еврейские воины мужественно вступили в бой с намного превосходившими их по численности армиями славян и кочевников. Евреи стояли насмерть и были истреблены почти полностью. Вступив в Тмутаракань, Олег приказал убить всех, кроме женщин, которых превратили в рабынь. На этом и закончилась более чем двухсотлетняя история правления евреев в хазарском государстве и его провинциях. Потомки евреев Хазарии сохранились лишь в Крыму, где и жили потом около 900 лет, до нашествия немцев в 1941 году, когда они были почти полностью истреблены как евреи.
Еще более длительный всплеск еврейского могущества имел место в средневековой Эфиопии. В этой стране с давних, еще библейских пор проживала многочисленная община евреев. О их приходе в Эфиопию имеются разные предположения. Согласно одним, евреи прибыли туда еще во времена царствования в Израиле Соломона, по другим источникам, эти евреи — потомки колена, вышедшего в свое время из Верхнего Египта.
В Эфиопии, стране раннего христианства, эти евреи (их называют еще народом Фалаша — фалашами) жили большой обособленной общиной, строго соблюдая иудейскую обрядность. Согласно письменным источникам Раннего Средневековья, фалаши в Эфиопии создали и собственное государство. Произошло это в X веке, когда предводительница одного из еврейских племен княгиня Юдита подняла евреев на борьбу за отделение от эфиопского государства. Вооруженные отряды евреев были объединены под единым командованием. Весьма показателен факт, что военным руководителем этой объединенной армии стала сама Юдита. И руководила она вполне успешно, ибо все действия эфиопской армии, направленной на подавление повстанцев, были отражены с большими потерями, и христианские негусы прекратили попытки ликвидации еврейского государства.
Это государство существовало в самом центре Эфиопии почти 250 лет, и в течение всего этого времени им правила династия Загве. Не следует думать, что в такое долгое время фалашам не приходилось в бою отстаивать свою независимость. К сожалению, история не сохранила нам никаких почти подробностей столь длительного существования самостоятельного государства. Однако известно, что в XIV веке негус Иекуно Амлак сумел в целом ряде сражений победить еврейскую армию, которой командовал князь Гидеон. В последней битве пал и сам еврейский полководец, и это поражение положило конец независимости фалашей.
Марк Штейнберг
Из книги «Евреи в войнах тысячелетий»