Сразу после Десяти заповедей евреи получают у горы Синай свод законов, регулирующих поведение человека в обществе. 53 заповеди этого раздела охватывают следующие темы: отношение к еврейскому и нееврейскому рабу, обязанности мужа перед женой; наказания тем, кто оскорбил своих родителей или поднял руку на них; уважение к еврейским судьям и руководителям нации; денежная ответственность за нанесение ущерба чужому имуществу; штраф и компенсация за воровство; ответственность «сторожа» за имущество, не возвращенное хозяину; право на самооборону при ограблении; запреты — на обольщение незамужней женщины, колдовство, скотоложство и принесение жертв идолам. Тора требует хорошо обращаться с прозелитами, вдовами и сиротами, избегать лжи; запрещает давать деньги в рост соплеменникам; ограничивает права заимодавца в конфискации залога; повелевает не задерживать храмовые жертвоприношения и освящать даже такие будничные действия, как еда; учит правильному ведению судебных дел; формулирует заповеди соблюдения шаббата и субботнего года; повелевает трижды в год — в Песах, Шавуот и Суккот — совершать паломничество в Храм; сообщает главный принцип кашрута: не смешивать мясные и молочные продукты. Б-г обещает привести евреев в Страну Израиля, помочь им в ее завоевании и изгнании местных язычников, гарантирует успехи и победы при условии соблюдения Его законов. Моше пишет Книгу Завета, скрепляет договор с Б-гом жертвоприношением и читает эту Книгу евреям. Народ обещает «сделать и услышать все, что сказал Б-г». Моше уходит получать Тору на гору Синай, где пробудет 40 дней.
***
«И вот законы, которые ты разъяснишь им» (21:1).
Раздел «Мишпатим» можно считать продолжением предыдущего раздела «Итро». Он почти целиком состоит из заповедей: их здесь целых 53. Получив Десять заповедей в «Итро», сыны Израиля знакомятся теперь с различными законами, которые помогают строить гуманные, гармоничные отношения между людьми, поддерживать справедливость и мир в обществе, вести еврейский образ жизни.
Но есть между этими двумя разделами и существенное различие. Если в «Итро» дарование Торы происходило в сверхъестественной обстановке — гора Синай сотрясалась и дымилась, гремел гром и сверкали молнии, звучал шофар — после не менее сверхъестественных Египетских казней и чудес Исхода, то в «Мишпатим» мы как будто спускаемся на землю, возвращаемся домой из «Синайского Дворца съездов», где в торжественной обстановке и при большом стечении народа, под стрекот кинокамер и нестерпимо яркий свет софитов состоялось торжественное вручение еврейскому народу Великой Книги и были громко зачитаны ее главные положения.
Теперь мы сидим за столом в домашних тапочках и учим саму Книгу в будничной, привычной обстановке. Правда, в конце «Мишпатим» мы снова возвращаемся во «Дворец съездов», чтобы проводить Моше в сорокадневную командировку на святую гору, где он получит из рук Творца Скрижали Завета. Но вначале мы должны «повторить материал», выучить полученные законы, составляющие основу еврейского общества и всей земной цивилизации. Мы знакомимся с их практическим применением в повседневной жизни: как решать конфликты между соседями, как обращаться с убийцей, вором, слугой, бедняком, новообращенным евреем, вдовой, сиротой, собственными родителями; как компенсировать ущерб; как правильно соблюдать субботу и седьмой год; как отмечать праздники.
Десять заповедей преобразуются в подробнейший галахический кодекс.
Из двух слов «ло тигнов» — «не укради» — вытекает множество законов: как хранить чужую собственность, где проходит граница между ответственностью хозяина и «сторожа», как одалживать деньги и вещи, как возмещать ущерб. Все эти положения сплетаются в плотную ткань взаимной ответственности, основанной в первую очередь на принципе справедливости.
Заповедь «Чти отца и мать» разветвляется на конкретные положения, которые учат нас уважительному обращению с родителями и грозят суровыми наказаниями за ущемление их чести и достоинства.
Заповедь «Не лжесвидетельствуй» превращается в подробный юридический кодекс, определяющий поведение судей и их моральный облик (например: «И взяток не принимай, ибо взятка ослепляет зрячих и извращает слова правых»).
В «Итро» мы слышали идеи, там были заложены основы нашей веры; в «Мишпатим» мы получили практические средства, инструменты, помогающие нам правильно строить отношения с Б-гом, другими евреями и всеми людьми.
Тесная взаимосвязь между этими двумя разделами опровергает известное заблуждение, будто Творец дал евреям лишь Десять заповедей, а остальное, мол, придумали раввины. Нормативный иудаизм категорически отвергает такой подход. На самом деле Б-г открыл на Синае всю Тору, Письменную (Танах) и Устную (Мишна, Талмуд и другие источники), не одни лишь десять, а все шестьсот тринадцать заповедей — как «из Торы», так и «от раввинов».
Источник благословения
«Шесть дней занимайся трудом своим, а в день седьмой пребывай в покое; пусть отдохнет бык твой и осел твой…» (23:12).
Никогда не забуду, как я провел первый шаббат по всем правилам. Я испытал удивительное чувство особой приподнятости, полной отрешенности от будничных дел, как будто целые сутки провел в другом мире, чистом и гармоничном, где каждая вещь занимает положенное ей место.
Спросите любого человека, который стал исполнять заповеди в зрелом возрасте, что больше всего привлекло его в иудаизме, и он, скорее всего, скажет: шаббат.
Шаббат — это, как сказано в молитве, «источник благословения». Это ниточка, связывающая нас с Миром грядущим, окно в иную реальность, существующую вне времени и пространства (если, конечно, мы сами воздерживаемся в этот день от действий, относящихся к времени и пространству).
Б-г дал еврейскому народу ни с чем не сравнимую способность вносить духовность в физический мир, возвышать его, приближая к высшим сферам: «А в день седьмой пребывай в покое; пусть отдохнет бык твой и осел твой».
Почему бык и осел должны отдыхать в шаббат? Разве они ходят в синагогу? Ведь шаббат был дан людям, а не животным.
В этих словах Тора сообщает нам, что наш субботний покой должен влиять на весь окружающий мир, наделять его святостью и заряжать духовной энергией. Даже животные, живущие не по разуму, а по инстинкту, должны почувствовать его присутствие — не только по соблазнительному запаху чолнта. Шаббат должен стать частью их естества.
Мидраш рассказывает, как один еврейский мудрец продал своего быка нееврею, и этот бык удивил нового хозяина тем, что отказывался работать в шаббат, поскольку субботний отдых стал привычкой для этого животного, можно сказать, второй натурой.
Правильно соблюдая заповеди, особенно заповеди шаббата, мы преображаем весь мир.
Художник Елена Флёрова