МЕЖ ДВУХ ОГНЕЙ

… Итак, Яаков меж двух огней: сзади Лаван, а впереди Эйсав. Двадцать долгих лет Яаков безропотно работал на обманщика Лавана, так и оставаясь бедняком. А когда попытался бежать из его дома, то внешне дружелюбный Лаван сбросил с себя маску лицемерия и погнался за Яаковом, намереваясь его убить. Лишь чудо спасает Яакова. Теперь же ему предстоит встреча с ненавидящим его братом Эйсавом.

“И послал Яаков гонцов к Эйсаву, брату своему, и велел им передать: “У Лавана жил я и задержался там до сего дня…”, и вернулись гонцы к Яакову и сказали ему: “Были мы у Эйсава, брата твоего, и вот он сам идет к тебе навстречу, и войско 400 человек с ним.” И очень испугался Яаков…”.

Яаков испугался за жизнь своих 12 сыновей, с которыми ему только что удалось вырваться из рук Лавана. Однако в ракурсе еврейской истории это место Торы — пророческий символ страха Яакова за судьбу своих преследуемых во все века потомков. В тот момент обращается Яаков ко Всевышнему со словами мольбы: “Спаси меня от руки моего брата, от руки Эйсава!”

Раши в своем классическом комментарии объясняет смысл кажущегося лишним повторения: “от руки моего брата, от руки Эйсава”. Спаси меня, Всевышний, от руки брата, говорит Раши, который ведет себя не как брат, а как негодяй Эйсав.

Из этого объяснения Раши понятно, почему Яаков просит Всевышнего спасти его от руки убийцы Эйсава, однако остается вопрос: зачем же он также просит спасти от руки брата?

— Очевидно, что Яаков предвидел опасности физические и духовные, — разъясняет основоположник династии великих брестских раввинов Иосиф Бэр Соловейчик. — Во-первых, Эйсав может попытаться убить, уничтожить его физически. Однако если он не сможет исполнить своих преступных планов, то прибегнет ко второму методу — духовному уничтожению. Он протянет руку и скажет: ”Я — твой брат, пойдем со мной и будь таким, как я”. И этой второй опасности Яаков испугался еще больше, чем физического уничтожения, попросив Всевышнего сначала: “Спаси меня от руки моего брата” и лишь затем “от руки Эйсава”…

“И направил Яаков посланцев к Эйсаву, брату своему, и велел им передать: У Лавана жил я.” Зачем Яаков передает Эйсаву, где он жил? Неужели за 20 лет Эйсав не узнал этого? Талмуд поясняет, что на иврите слово “Гарти” — “жил” образует число еврейского написания 613. Но ведь 613 — это число заповедей, законов, данных еврейскому народу в Торе! Да, утверждает Талмуд, Яаков передал Эйсаву: “Я жил у лжеца и обманщика Лавана, стремившегося всеми силами подчинить меня себе, но соблюдал и соблюдаю все 613 законов Торы!”

Казалось, это должно было вызвать еще большую ненависть и гнев Эйсава. Однако, как повествует Тора, внешне непрактичное и искреннее послание Яакова возымело действие и спасло его и его детей от неминуемой гибели. “И побежал Эйсав ему навстречу и обнял его, и пал к нему на шею, и заплакали оба”. Почему Эйсав изменил свое намерение, бросил оружие, протянув руку дружбы? Это урок всем тем, кто думает, что, отказываясь от своего наследия, вставая на колени перед культурой других народов, постоянно доказывая свою лояльность, можно добиться признания и уважения. Нет! Если ты хочешь, чтобы тебя уважали другие, ты должен сначала научиться уважать себя сам! Яаков победил, продемонстрировав верность своим духовным идеалам. Эйсав не смог поднять против него руки, отказался от плана физического уничтожения Яакова. Однако тогда Эйсав решил выбрать другой план борьбы и обратился к Яакову с внешне дружелюбными словами: “Двинемся и пойдем, и я пойду рядом с тобой”. И это мирное предложение явилось еще большим испытанием, чем опасность физической конфронтации.

Яаков находит в себе силы и отклоняет это предложение, мотивируя свой отказ тем, что его маленькие дети не выдержат быстрой ходьбы и умрут.

“… Иди, господин мой, впереди, а я медленно пойду…”. Однако Эйсав продолжает настаивать на своем: “Я дам тебе своих людей”. — “Зачем это? — удивляется Яаков. — Зачем тебе делать мне одолжение, в котором я не нуждаюсь?”

“И пошел в тот день Эйсав своей дорогой в Сэир. А Яаков двинулся в Суккот и построил там себе дом”.

Это место Торы преподносит нам чрезвычайно важный урок. Не только внешне дружелюбные лаваны могут превратиться в жестоких врагов, но и открыто ненавидящие нас враги могут трансформироваться и скрываться под маской братства, не меняя при этом своей агрессивной антисемитской сущности. Физические враги превращаются в духовных, эйсавы в лаванов и наоборот.

Евреи Германии чудом выжили, несмотря на преследования крестоносцев, непрерывные и жестокие гонения, попытки их физического уничтожения. Однако стоило Германии предоставить евреям равные права при условии, что те откажутся от еврейства и будут верны “единству” и “братству” немецкого народа, как евреи не устояли. Сотни тысяч евреев ассимилировались в ХIХ-ХХ столетиях. Впрочем, во время Второй мировой войны немцы сбросили маску братства и показали свои “руки Эйсава”.

Эти взаимопревращения являются закономерностью развития антисемитизма, требующего от евреев то полной лояльности и ассимиляции, то изгнания и физического уничтожения.

Эйсав — с одной стороны. Лаван — с другой. На протяжении истории эйсавы и лаваны в разных обличьях и под разными именами выступают против еврейского народа. Еще несколько десятков лет назад казалось, что судьба евреев Европы, оказавшихся меж двух огней, предрешена… Подобно Эйсаву, фашистская Германия стремилась к тотальному уничтожению евреев физически. А в “гостеприимном” доме Лавана, в СССР, советское еврейство теряло свою духовную сущность. Но мы стали свидетелями как падения Рейхстага, так и беспрецедентного духовного пробуждения евреев в России и других бывших республиках. Руки Эйсава и хитрость Лавана, сила и коварство оказываются бессильными против единственного и вечного оружия, всегда находящегося в руках еврейского народа, — Торы, её духовных и нравственных ценностей. Это — урок нам на века. Добро и истина всегда сильнее зла и лжи. Злые мстительные эйсавы и хитрые лаваны не смогли уничтожить и отторгнуть еврейский народ от Торы.

Жестокость, сила Эйсава и коварство, хитрость Лавана оказываются бессильными перед лицом народа, проявляющего, подобно Яакову, заботу о еврейском образовании “маленьких детей”, народа, передающего нравственные ценности Торы из поколения в поколение и умеющего, несмотря ни на что, идти своим путем, подобно Яакову, к строительству “дома” — своей исторической родины и Иерусалимского Храма.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора