31 октября послушали оперу Рихарда Вагнера «Тангейзер» — в прямой трансляции из «Метрополитен-опера». Из любопытства. Больше не Вагнер к этому спектаклю привлек, а скандал вокруг этой оперы, поставленной весной в Новосибирском театре оперы и балета.
Там прошла протестная акция православных активистов, усмотревших в опере оскорбление чувств верующих. Прокуратура возбудила дело против директора театра Бориса Мездрича и режиссера-постановщика Тимофея Кулябина, до приговора, правда, не дошло, но директор был уволен.
Чем там оскорбились православные активисты, я не знаю, но вроде бы постановка была не классической, как сам Вагнер ее замыслил, а новаторской — с переносом в современность. «Метрополитен-опера» в постановке «Тангейзера» не отошла от Вагнера ни на миллиметр. Это «Князя Игоря» Бородина она изуродовала, «Фауста» Гуно примитизировала и лишила «Вальпургиевой ночи» (я об этом писал), но к Вагнеру в этом театре особый пиетет.
И вот посмотрели, послушали. Мое впечатление выражу безотносительно к мнению авторитетов и знаменитостей, а со всей откровенностью. О музыке скажу, что до этого визита в оперу я знал только ее увертюру. Одна ее мелодия запечатлелась в памяти. Она повторилась затем в хоре пилигримов и еще кусочком в финале, а впечатление обо всем остальном уже выражено в моем заголовке, касающемся как музыки, так и драматического действия.
Опера, как известно, написана композитором по его же либретто. Знаменитый автор — и это тоже известно — был натурой неуравновешенной, он и в этой опере мечется между греховностью в язычестве и спасением в католической вере. Ни то ни другое не устраивает его героя Тангейзера, ищущего свой путь, который вроде как спасение в грехе. Мне кажется, мироощущение автора «Тангейзера» подошло близко к идеологии гитлеризма. Кстати, на заставке к записи увертюры к «Тангейзеру» в исполнении Башкирского симфонического оркестра так и написано: «Говорят, ее слушал до последнего Гитлер в своем бункере». Другое дело, для чего это написано, на что намекают, куда вместе с Вагнером тянут?
Я задал бы этот вопрос и хваленому худруку «Метрополитен-опера» Джеймсу Ливайну (Левину, если смотреть в корень), влюбленному в Вагнера или делающему вид, что по уши влюблен: не слишком ли много Вагнера в репертуаре? А как он радовался, представляя «Тангейзер» с дирижерского пульта! Ну пусть он великий музыкант, но, сравнивая его с другими дирижерами и глядя, с каким упоением он позирует перед камерой, скажу непрофессионально: он, мне кажется, больше позёр, чем интерпретатор музыки. Извините за прямоту, возможно, она из-за Вагнера.
Вот и повод вернуться к опере. Первый акт — воспевание эротики в гроте Венеры, затяжная балетная постановка, как говорится, «на грани», одно и то же долго под невыразительную музыку. Выше я упомянул «Вальпургиеву ночь» — балетную вставку в опере Гуно «Фауст». Вот это была музыка! И сама по себе, и по соответствию теме, а тема греха и искупления — это ведь и у Гете в «Фаусте» главная тема, как и в вагнеровском «Тангейзере», только далеко Вагнеру до Гете, их уровни несопоставимы.
Последующие акты, когда герой от Венеры уходит в родную Тюрингию, где его увлекают христианские пилигримы, в музыкальном отношении скучны за высказанными выше редкими исключениями. Зато какие монументальные декорации и какие роскошные одеяния! Вспомнился анекдот советских времен про новую оперу в Большом театре: каких красивых лошадей там вывели на сцену!
Вернусь на минутку в Новосибирск. Там приказом министра культуры Мединского директором театра оперы и балета вместо уволенного Бориса Мездрича назначен Владимир Кехман, переведенный из Санкт-Петербурга, где он руководил Михайловским театром. Не знаю, как это назначение воспринято православными активистами, но деятели культуры отнеслись к нему настороженно.
О Владимире Кехмане, а вернее, о постановке в его Михайловском театре оперы Галеви «Иудейка» я писал в 2010 году. Процитирую: «Премьера оперы “Иудейка” в Михайловском театре сорвана из-за сообщения о бомбе… Неизвестный, представившийся членом националистической партии, позвонил в театр: “Сегодня премьеры “Жидовки” не будет, ваш театр взорвется до начала спектакля”… Было принято решение об отмене спектакля и эвакуации публики… Задержан и доставлен в милицию мужчина, с чьего телефона совершен звонок. Возбуждено уголовное дело… Владельца телефона, с которого поступил звонок о заминировании театра, отпустили из милиции… Он говорил, что был пьян и ничего не помнит… Как сообщили в ГУВД, его причастность к звонку не была доказана… Премьера оперы “Иудейка”, которая была отменена из-за угрозы взрыва, все-таки состоится. Но под усиленной охраной… О дополнительных мерах безопасности, а также о смелости артистов и зрителей Михайловского театра рассказал его директор…»
Премьера замечательной оперы, прежде называвшейся то «Жидовка», то «Дочь кардинала», в Санкт-Петербурге таки да, состоялась, ею открыли год Франции в России, но с какими муками! Ее автор Жак Франсуа Фроменталь Эли Галеви (1799–1862) — цитирую — «был руководителем Парижской оперы и профессором Парижской консерватории, среди его учеников были ставшие знаменитыми Жорж Бизе (будущий его зять), Шарль Гуно, Камиль Сен-Санс, Жак Оффенбах… Когда он скончался, ему были устроены поистине национальные похороны. Сотни тысяч французов провожали в последний путь своего любимого композитора. Его имя носит одна из центральных улиц Парижа. Премьера шедевра Галеви состоялась в Париже в 1835 году и прошла с большим успехом. Даже Рихард Вагнер отозвался о ней в германской прессе восторженной рецензией — это случилось, правда, задолго до его антисемитского перерождения».
Итак, круг замкнулся, опять на сцене Вагнер. А Галеви в «Метрополитен-опера» не в почете, прекрасная опера Рубинштейна «Демон» (на сюжет Лермонтова) внимания Джеймса Ливайна тоже не удостоилась. О времена, о нравы!